Метакоммуникация как средство диалогического взаимодействия в современном научном дискурсе
Ольга Анатольевна Рябченко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 129
2018-04-17
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В центре доклада — понятие метакоммуникации и ее вербальная репрезентация в структуре научного
текста. Рассматриваются особенности формальной организации и функциональный
потенциал метакоммуникации как эксплицитного способа взаимодействия автора
текста и его адресата. На материале современных немецких статей по лингвистике помимо
базовой функции наблюдаются широкие возможности использования метакоммуникации
для прямого воздействия на читателя и убеждения принять авторскую точку зрения.
Возможно обеспечение средствами метакоммуникации связности научного изложения.
Тезисы
В докладе рассматриваются
метакоммуникативные высказывания в современных лингвистических научных текстах
и выдвигаются следующие тезисы:
1. Метакоммуникация — это явление, которое присуще всем видам коммуникации. Она направлена на саму себя, при этом имеет связь с дискурсом и сконцентрирована не только на содержании, но и на взаимоотношениях между ее участниками. Понятие метакоммуникации очень обширно и комплексно, в этой связи в современной лингвистике выделяют множество терминов для определения метакоммуникативных элементов, у различных исследователей можно встретить такие понятия как: метакоммуникативные включения, маркеры или единицы.
2. Интересными для рассмотрения являются функции метакоммуникативных высказываний, с помощью которых у автора появляется возможность, с одной стороны, направить читателя, помочь ему интерпретировать, оценить, организовать текст, сформировать о нем собственное мнение и, с другой стороны, взаимодействовать с реципиентом, используя метакоммуникативные единицы в качестве средств управления вниманием, выражения собственного отношения, оценки, степени уверенности в изложенном материале. Среди основных функций метакоммуникативных единиц также можно выделить структурирование и организацию текста, т. е. они могут не нести в себе какой-то важной смысловой нагрузки, но помочь читателю разобраться в тексте.
3. Говоря о научном стиле, удалось выделить следующие характеристики: присутствие характерной для научного стиля объективности, точности, четкости, универсальности. Это не исключает диалогического взаимодействия между автором и читателем или присутствия авторского начала. Удалось рассмотреть общую особенную структуру научного текста, такие понятия как: «запрет на авторизацию», «нарративный запрет», «запрет на метафору» являются едиными среди разных научных сфер.
4. Предлагаются различные системы классификации метакоммуникативных элементов. В связи с этим в результате проведенного анализа лингвистических научных статей и монографий была осуществлена выборка примеров метакоммуникативных высказываний, благодаря которым предпринята попытка создания их классификации. В данной классификации основное внимание уделено метакоммуникативным единицам, которые представляют собой модально-эпистемические компоненты и комментарии автора (Es gilt zu erkunden; ist zu bemerken; vor allen Dingen aber ist zu bemerken, dass; oft ungewisses; am eindringlichsten vielleicht; man beobachtet, dass; es spricht vieles dafür, dass). К периферии данного исследования относятся оценочная лексика и различного рода коннекторы (vergebens; kaum; jeweils; vor allem; erstens; außerdem; damit; umgekehrt; dabei).
1. Метакоммуникация — это явление, которое присуще всем видам коммуникации. Она направлена на саму себя, при этом имеет связь с дискурсом и сконцентрирована не только на содержании, но и на взаимоотношениях между ее участниками. Понятие метакоммуникации очень обширно и комплексно, в этой связи в современной лингвистике выделяют множество терминов для определения метакоммуникативных элементов, у различных исследователей можно встретить такие понятия как: метакоммуникативные включения, маркеры или единицы.
2. Интересными для рассмотрения являются функции метакоммуникативных высказываний, с помощью которых у автора появляется возможность, с одной стороны, направить читателя, помочь ему интерпретировать, оценить, организовать текст, сформировать о нем собственное мнение и, с другой стороны, взаимодействовать с реципиентом, используя метакоммуникативные единицы в качестве средств управления вниманием, выражения собственного отношения, оценки, степени уверенности в изложенном материале. Среди основных функций метакоммуникативных единиц также можно выделить структурирование и организацию текста, т. е. они могут не нести в себе какой-то важной смысловой нагрузки, но помочь читателю разобраться в тексте.
3. Говоря о научном стиле, удалось выделить следующие характеристики: присутствие характерной для научного стиля объективности, точности, четкости, универсальности. Это не исключает диалогического взаимодействия между автором и читателем или присутствия авторского начала. Удалось рассмотреть общую особенную структуру научного текста, такие понятия как: «запрет на авторизацию», «нарративный запрет», «запрет на метафору» являются едиными среди разных научных сфер.
4. Предлагаются различные системы классификации метакоммуникативных элементов. В связи с этим в результате проведенного анализа лингвистических научных статей и монографий была осуществлена выборка примеров метакоммуникативных высказываний, благодаря которым предпринята попытка создания их классификации. В данной классификации основное внимание уделено метакоммуникативным единицам, которые представляют собой модально-эпистемические компоненты и комментарии автора (Es gilt zu erkunden; ist zu bemerken; vor allen Dingen aber ist zu bemerken, dass; oft ungewisses; am eindringlichsten vielleicht; man beobachtet, dass; es spricht vieles dafür, dass). К периферии данного исследования относятся оценочная лексика и различного рода коннекторы (vergebens; kaum; jeweils; vor allem; erstens; außerdem; damit; umgekehrt; dabei).