Ситуация общения «спор» в обучении русскому языку как иностранному
Полина Васильевна Новикова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 215-А
2018-04-19
15:10 -
15:25
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен вопросу необходимости обучения
иностранных студентов поведенческим стереотипам. Большое значение придается рассмотрению
поведенческих стереотипов как средству преодоления интолерантности и негативных
стереотипов о русских. В качестве примера был выбран стереотип «общительность», реализующийся в ситуации спора. Практической стороной
представленного исследования стала разработка модели занятия, включающего работу над данным поведенческим стереотипом. Данную модель впоследствии можно будет применять как к другим
поведенческим стереотипам, так и другим коммуникативным ситуациям.
Тезисы
Мир в условиях глобализации не существует без межкультурного
общения. Одним из путей знакомства представителя одной культуры с культурой
другой общности людей являются стереотипы.
Среди различных видов стереотипов особенно выделяются поведенческие, внутри которых нас заинтересовал такой стереотип, как «общительность». В нем мы рассмотрели конкретную ситуацию общения — спор. Именно спор является ярким примером того, почему изучение стереотипов поведения разных культур необходимо в рамках межкультурной коммуникации. Оно помогает налаживать диалог и предотвращать конфликт между коммуникантами.
Мы разработали модель занятия, которая могла бы обеспечить разносторонний подход к изучению выбранного стереотипа поведения, а также способствовала бы реализации поставленных целей: развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, повышение интереса к изучению русского языка и культуры и обучение нормам поведения в обществе носителей русского языка. По этой модели смогут в дальнейшем описываться другие стереотипы поведения или, например, коммуникативные ситуации, характеризующие стереотип поведения «общительность».
Модель занятия состоит из вступительного слова преподавателя, работы с иллюстративным материалом (схема из картинок), беседы с преподавателем, работы с фрагментами из фильмов, упражнений для отработки навыков работы с речевыми конструкциями, моделирования ситуации и работы с художественным текстом.
Примером использования модели является урок на тему «Как спорят русские». Начало занятия — вступительное слово преподавателя, задачей которого является актуализация или введение понятия «стереотип». Введение иллюстративного материала (ряда картинок, подобранных по определенной логике) необходимо для того, чтобы ввести ситуацию спора, не просто назвав ее, но представив в динамике, то есть показать варианты ее развития. В процессе дальнейшей беседы с преподавателем иностранцы разбирают характерные черты русского поведения в ситуации спора. Иллюстративный материал в виде ряда отрывков из современного русского кинематографа, где собеседники вступают в спор и при этом их поведение можно рассматривать как стереотипное, поможет иностранцам увидеть изучаемые ситуации не только как созданные искусственно, учебные, но и действительно убедиться в том, что они существуют в реальной жизни. Основной частью занятия станет работа с речевым материалом (речевыми конструкциями, упражнениями, текстом).
Таким образом, изучение поведенческих стереотипов на уроках русского языка как иностранного необходимо, так как помогает обучающемуся легче адаптироваться в чужой среде, успешно общаться, прогнозировать поведение носителей изучаемого языка, быть готовым к тем или иным их реакциям в любой ситуации общения.
Среди различных видов стереотипов особенно выделяются поведенческие, внутри которых нас заинтересовал такой стереотип, как «общительность». В нем мы рассмотрели конкретную ситуацию общения — спор. Именно спор является ярким примером того, почему изучение стереотипов поведения разных культур необходимо в рамках межкультурной коммуникации. Оно помогает налаживать диалог и предотвращать конфликт между коммуникантами.
Мы разработали модель занятия, которая могла бы обеспечить разносторонний подход к изучению выбранного стереотипа поведения, а также способствовала бы реализации поставленных целей: развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, повышение интереса к изучению русского языка и культуры и обучение нормам поведения в обществе носителей русского языка. По этой модели смогут в дальнейшем описываться другие стереотипы поведения или, например, коммуникативные ситуации, характеризующие стереотип поведения «общительность».
Модель занятия состоит из вступительного слова преподавателя, работы с иллюстративным материалом (схема из картинок), беседы с преподавателем, работы с фрагментами из фильмов, упражнений для отработки навыков работы с речевыми конструкциями, моделирования ситуации и работы с художественным текстом.
Примером использования модели является урок на тему «Как спорят русские». Начало занятия — вступительное слово преподавателя, задачей которого является актуализация или введение понятия «стереотип». Введение иллюстративного материала (ряда картинок, подобранных по определенной логике) необходимо для того, чтобы ввести ситуацию спора, не просто назвав ее, но представив в динамике, то есть показать варианты ее развития. В процессе дальнейшей беседы с преподавателем иностранцы разбирают характерные черты русского поведения в ситуации спора. Иллюстративный материал в виде ряда отрывков из современного русского кинематографа, где собеседники вступают в спор и при этом их поведение можно рассматривать как стереотипное, поможет иностранцам увидеть изучаемые ситуации не только как созданные искусственно, учебные, но и действительно убедиться в том, что они существуют в реальной жизни. Основной частью занятия станет работа с речевым материалом (речевыми конструкциями, упражнениями, текстом).
Таким образом, изучение поведенческих стереотипов на уроках русского языка как иностранного необходимо, так как помогает обучающемуся легче адаптироваться в чужой среде, успешно общаться, прогнозировать поведение носителей изучаемого языка, быть готовым к тем или иным их реакциям в любой ситуации общения.