«You William Blake?»: преломление романтической концепции поэтического в текстах «разбитого поколения» (на материале текстов У. Блейка и А. Гинзберга)
Андрей Сергеевич Филатов
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
ауд. 190
2018-04-20
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
В рамках доклада рассматривается модус репрезентации романтического мировоззрения, связанного с сущностью поэтического, в текстах американского «разбитого поколения» на материале текстов «Ah, Sun-flower», «The Sick Rose» У. Блейка и «Sunflower Sutra», «An Asphodel» А. Гинзберга.
Тезисы
Доклад посвящён некоторым аспектам преломления англосаксонской романтической поэтической традиции в поэтических текстах «разбитого поколения». При сопоставлении текстов У. Блейка («Ah, Sun-flower», «The Sick Rose») и А. Гинзберга («Sunflower Sutra», «An Asphodel») прослеживаются векторы развития модуса существования поэтического сознания, а также переосмысления значения мотивов, выраженных лексемами sunflower, rose, а также однокоренными дериватами.
Поэтическое, представляющееся ключевым для понимания своеобразия представленных текстов, в текстах Блейка проходит стадии от чистого вдохновения, сдерживаемого физическим бытием («Ah, Sun-flower» из цикла «Songs of Innocence»), до поэтического, если не заражённого, то раненного им («The Sick Rose» из цикла «Songs of Experience»); в текстах Гинзберга поэтическое либо переживает потерю своей идентичности («Sunflower Sutra»), либо фигурирует как иконичное и невоплощаемое («An Asphodel»), при этом в обоих случаях утверждается невозможность выражения и переживания поэтического даже в том виде, в котором это могло быть возможно в традиции поэтического романтизма.
Непосредственно иносказательные мотивы sunflower и rose также переосмысляются: sunflower как выражение поэтического стремления к божественному началу у Блейка под воздействием Гинзберга теряет свою «выразимость стремления», оставаясь sunflower лишь формально; подобную трансформацию проходит и архетип rose — страстное поэтическое чувство существует в тексте певца «разбитого поколения» лишь как опустошенное и лишенное плоти иконичное, как воспоминание о самом себе.
Поэтическое, представляющееся ключевым для понимания своеобразия представленных текстов, в текстах Блейка проходит стадии от чистого вдохновения, сдерживаемого физическим бытием («Ah, Sun-flower» из цикла «Songs of Innocence»), до поэтического, если не заражённого, то раненного им («The Sick Rose» из цикла «Songs of Experience»); в текстах Гинзберга поэтическое либо переживает потерю своей идентичности («Sunflower Sutra»), либо фигурирует как иконичное и невоплощаемое («An Asphodel»), при этом в обоих случаях утверждается невозможность выражения и переживания поэтического даже в том виде, в котором это могло быть возможно в традиции поэтического романтизма.
Непосредственно иносказательные мотивы sunflower и rose также переосмысляются: sunflower как выражение поэтического стремления к божественному началу у Блейка под воздействием Гинзберга теряет свою «выразимость стремления», оставаясь sunflower лишь формально; подобную трансформацию проходит и архетип rose — страстное поэтическое чувство существует в тексте певца «разбитого поколения» лишь как опустошенное и лишенное плоти иконичное, как воспоминание о самом себе.