Структурно-психологическая типология фанфикшена на материале фандома «Гарри Поттер»
Мария Дмитриевна Скубко
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный областной университет
Московский государственный областной университет
ауд. 171
2018-04-20
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлена типология фанфикшена на материале
фандома «Гарри Поттер». Типология дана в бибилотерапевтическом аспекте:
основным принципом систематизации является механизм воздействия фанфика на
психику читателя. В зависимости от типа этого воздействия, фанфики делятся на
четыре большие категории: удовлетворяющие потребность в самоутверждении и
контроле, удовлетворяющие потребность в принятии, удовлетворяющие потребность в
безопасности, удовлетворяющие потребность в единомышленнике.
Тезисы
Проблема
типологии и систематизации материалов фанфикшена является актуальной, потому
что этот молодой жанр активно развивается, исследователь и читатель
сталкиваются с неупорядоченным пластом разнокачественных текстов. Задача нашего
исследования — дать
классификацию фанфиков в библиотерапевтическом аспекте. Исследование проведено
на материале фандома «Гарри Поттер», поскольку это один из самых развитых и
популярных фандомов рунета. В ходе исследования проанализировано и
систематизировано 105 самых популярных фанфиков категории «гет» и «джен» на
портале fanfics.me.
По результатам исследования выделено четыре большие категории фанфиков, каждая из которых содержит свои подразделы.
1. Фанфики, удовлетворяющие потребность в самоутверждении и контроле. Фикрайтер перехватывает контроль над художественным миром у автора каноничного произведения и самоутверждается за счет переработки чужой вселенной. Чувство удовлетворенности выше, чем при самостоятельном творчестве, потому что идет соревнование с автором канона, и в этом соревновании фикрайтер чувствует себя победителем. Сюда входят такие поджанры, как таймтревелы, литература «попаданства», дамбигады.
2. Фанфики, удовлетворяющие потребность в принятии. В каноническом тексте всегда есть герои-антагонисты, персонажи, которые категорически не принимают друг друга. Фикрайтер берет таких персонажей и создает для них условия, которые побуждают их к принятию друг друга. Частными поджанрами этого раздела являются северитусы, драмионы, фанфики категорий «раскаявшийся Драко» или «Гарри на Слизерине».
3. Фанфики, удовлетворяющие потребность в безопасности. Суть механизма удовлетворения этой потребности в том, что берется базово небезопасная ситуация (часто имеющая параллели с личным опытом фикрайтера) и преодолевается, выходит в зону комфорта. Сюда входят поджанры севвитус, снейджер, снэванс, фанфики типа «выживший герой».
4. Фанфики, удовлетворяющие потребность в единомышленнике. Текст становится психологической проекцией модели идеальных отношений. Поджанры — родомагия, гармония, «командные» фанфики.
Категории не являются строгими, один фанфик может содержать в себе черты разных категорий. Каждая из них обладает устоявшимся набором литературных средств и приемов, помогающих достичь удовлетворения той или иной потребности автора и читателя.
Практическое применение типологии — создание библиотерапевтической программы для чтения, которая поможет читателям в массе разнородных фанфиков находить актуальные для них произведения.
Объяснение терминологии будет дано в докладе.
По результатам исследования выделено четыре большие категории фанфиков, каждая из которых содержит свои подразделы.
1. Фанфики, удовлетворяющие потребность в самоутверждении и контроле. Фикрайтер перехватывает контроль над художественным миром у автора каноничного произведения и самоутверждается за счет переработки чужой вселенной. Чувство удовлетворенности выше, чем при самостоятельном творчестве, потому что идет соревнование с автором канона, и в этом соревновании фикрайтер чувствует себя победителем. Сюда входят такие поджанры, как таймтревелы, литература «попаданства», дамбигады.
2. Фанфики, удовлетворяющие потребность в принятии. В каноническом тексте всегда есть герои-антагонисты, персонажи, которые категорически не принимают друг друга. Фикрайтер берет таких персонажей и создает для них условия, которые побуждают их к принятию друг друга. Частными поджанрами этого раздела являются северитусы, драмионы, фанфики категорий «раскаявшийся Драко» или «Гарри на Слизерине».
3. Фанфики, удовлетворяющие потребность в безопасности. Суть механизма удовлетворения этой потребности в том, что берется базово небезопасная ситуация (часто имеющая параллели с личным опытом фикрайтера) и преодолевается, выходит в зону комфорта. Сюда входят поджанры севвитус, снейджер, снэванс, фанфики типа «выживший герой».
4. Фанфики, удовлетворяющие потребность в единомышленнике. Текст становится психологической проекцией модели идеальных отношений. Поджанры — родомагия, гармония, «командные» фанфики.
Категории не являются строгими, один фанфик может содержать в себе черты разных категорий. Каждая из них обладает устоявшимся набором литературных средств и приемов, помогающих достичь удовлетворения той или иной потребности автора и читателя.
Практическое применение типологии — создание библиотерапевтической программы для чтения, которая поможет читателям в массе разнородных фанфиков находить актуальные для них произведения.
Объяснение терминологии будет дано в докладе.