Особенности структуры и символики в романе В. Скотта «Роб Рой»
Арина Сергеевна Забурниягина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования заключается в выявлении
структурных особенностей романа В. Скотта «Роб Рой» («Rob
Roy», 1817) и их связи со
смысловой составляющей произведения. В докладе анализируются отличия структуры
романа от структуры других крупных прозаических работ писателя; определяются важнейшие
для понимания смысла романа символы, сцены и темы; раскрывается роль образа Шотландии и
дается анализ противоречий между различными регионами этой страны, а также
рассматривается связь двойственного характера описываемой местности со специфическими особенностями
структуры и символики произведения.
Тезисы
Роман
«Роб Рой» («Rob
Roy», 1817), относящийся к шотландским романам В.
Скотта, структурно отличается от всех остальных крупных прозаических
произведений писателя. Нетипичные для прозаического творчества Скотта приемы
включают в себя несоответствие времени действия и повествования и повествование
от первого лица. Ещё один из важнейших приемов автора в «Роб Рое» заключается в
том, что особенности описываемой местности становятся символом. Горные регионы
Шотландии и окрестности Глазго находятся в центре действия не только потому,
что там действует Роб Рой, но и в существенной мере потому, что эта территория
воплощает собой конфликт, который, по мнению Скотта, носит универсальный
характер. Уже во введении автор указывает на тот факт, что отступление,
посвящённое Макгрегорам, на самом деле описывает нравы любого общества, члены
которого вынуждены контактировать с более развитой нацией, в которой главными
ценностями являются цивилизованность и развитое государственное устройство. Эти
слова обозначают главную цель автора — рассмотрение проблемы универсального
характера.
Структурно роман представляет несколько смысловых уровней, которые тесно связаны с описываемыми регионами и их особенностями. Первый уровень — это физическое отдаление Фрэнка от Лондона с его цивилизованным обществом, которое в значительной мере является и символическим отдалением от привычного для него уклада жизни, комфортного и безопасного. Первое знакомство с рассказами путешественников о грабеже и разбое в Горной Стране уже дает понять, в каком состоянии находится законодательная система Шотландии и насколько она отличается от английской: в этой местности закон полагается в основном на способность каждого человека сохранить свое богатство. Нортумберлендская часть романа подводит нас ко второму структурному уровню произведения, главной целью которого является изучение особенностей типичного шотландского характера, который сначала оценивается героями-нешотландцами, например, Рэшли, а в последующих сценах иллюстрируется поведением самих жителей Шотландии.
Непосредственно в Шотландии национальные различия сменяются региональными, которые подчёркиваются не только различиями в характерах героев-шотландцев, но и через введение в повествование подробного описания некоторых локаций: церкви, университета, тюрьмы. Символизм этих образов накапливается по мере продвижения к смысловому центру романа, и таким образом становится очевидной символическая двойственность местности.
Структурно роман представляет несколько смысловых уровней, которые тесно связаны с описываемыми регионами и их особенностями. Первый уровень — это физическое отдаление Фрэнка от Лондона с его цивилизованным обществом, которое в значительной мере является и символическим отдалением от привычного для него уклада жизни, комфортного и безопасного. Первое знакомство с рассказами путешественников о грабеже и разбое в Горной Стране уже дает понять, в каком состоянии находится законодательная система Шотландии и насколько она отличается от английской: в этой местности закон полагается в основном на способность каждого человека сохранить свое богатство. Нортумберлендская часть романа подводит нас ко второму структурному уровню произведения, главной целью которого является изучение особенностей типичного шотландского характера, который сначала оценивается героями-нешотландцами, например, Рэшли, а в последующих сценах иллюстрируется поведением самих жителей Шотландии.
Непосредственно в Шотландии национальные различия сменяются региональными, которые подчёркиваются не только различиями в характерах героев-шотландцев, но и через введение в повествование подробного описания некоторых локаций: церкви, университета, тюрьмы. Символизм этих образов накапливается по мере продвижения к смысловому центру романа, и таким образом становится очевидной символическая двойственность местности.