XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Игра в создателя как способ самоидентификации: роль мифологемы Пигмалиона в рассказе М. Этвуд «Hairball»

Лилия Сергеевна Кучмаренко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2018-04-20
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе проанализирована роль отсылки к мифу о Пигмалионе и Галатее в рассказе «Hairball» М. Этвуд (род. 1939, Atwood), представлен анализ поведения героини, пытающейся обрести собственную индивидуальность и способ самовыражения путем последовательного принятия и отбрасывания ролей, изобретенных патриархальным обществом. С позиций Ю. Кристевой и М. Виттиг на примере установления коммуникации главной героини рассказа с другими персонажами рассматривается традиционное представление о взаимодействии мужских и женских моделей поведения.

Тезисы

На примере рассказа «Hairball» анализируется роль мифологических аллюзий в нарративе М. Этвуд (род. 1939, Atwood). Отсылая читателя к мифу о Пигмалионе и Галатее, Этвуд поэтапно воспроизводит процесс самоидентификации персонажа. Анализ внутренней точки зрения героини показывает, что основной её стратегией установления контакта с действительностью становится попытка объективировать всё, что ее окружает. Представляя себя субъектом, Кэт превращает всех и всё остальное в принадлежащие ей объекты. Рассмотрение диалогов главной героини с другими персонажами демонстрирует её нужду в присутствии условной Галатеи для самореализации в роли Пигмалиона. Упоминание смерти в экспозиции рассказа (day of unluck, month of death) символизирует смерть индивидуальности и внутренней целостности главной героини, ее неспособность к самоидентификации. Эпизод изобретения нынешнего имени главной героини демонстрирует, что развитие рассматриваемого персонажа определено неспособностью принять своё естественное начало, стремлением отречься от данного с целью открытия своей новой сущности.
Проблема языка занимает центральное место среди семантических центров рассказа. Для героинь Этвуд обретение себя возможно только при условии изобретения своего собственного языка. В начале своего пути героиня рассказа оказывается неспособна изобрести подходящий способ самовыражения, так как продолжает играть роли, предлагаемые патриархальным обществом. Роль Пигмалиона как активной действующей силы становится одной из них. Даётся анализ традиционного представления о взаимодействии женской и мужской модели поведения как репрезентации бинарных оппозиций активного и пассивного, сильного и слабого. Роль Пигмалиона оказывается маской, под которой главная героиня скрывает желания, являющиеся частью женской природы в традиционном представлении. Образ опухоли, выступающий композиционным центром повествования, о чем свидетельствует в том числе и название рассказа, является репрезентацией женственности главной героини в традиционном понимании. Играя в Пигмалиона, главная героиня открывает для себя роль активного субъекта, что приводит её к завершению процесса самоидентификации.