XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепты «Солнце» и «Луна» («Месяц») в русском фольклоре

Елена Николаевна Гридина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 184
2018-04-17
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Объект исследования — концепты «Солнце» и «Луна». Материал — русские фольклорные тексты. Рассматриваемые космические объекты способствуют выстраиванию ориентации человека в пространстве, а также являются важным метафорическим источником в создании текстов разных жанров. Цикличность концепта позволяет проводить параллель с идеей начала и конца определенного временного отрезка (Взойдет ясно солнышкопрощай, светлый месяц). Анализ фольклорного материала показал, что исследуемые концепты «Солнце» и «Луна» («Месяц») предполагают не только противопоставление, но и медиацию.

Тезисы

Объектом исследований в данной работе является бинарный концепт Солнце-Луна. Луна и Солнце способствуют выстраиванию, с одной стороны, ориентации в пространстве человека и являются важным метафорическим источником в создании текстов разных жанров — с другой. Основой выполняемого исследования стали русские фольклорные тексты.  Познавательная деятельность часто основана на принципе бинарного структурирования внутреннего и внешнего мира. Человеку свойственно познавать реальную действительность через бинарные оппозиции («свой-чужой», «верх-низ», «право-лево»). Наивные представления индивида подвержены влиянию существовавших ранее, но отживших, представлений реальной действительности. Культурные традиции этноса тесно связаны с фольклорной картиной мира (далее КМ). Ребенок получает базовые знания об общенациональном характере посредством фольклорного материала, основой которого являются народные стереотипы. В сознании народа солнце отождествляется с красотой (Марфа Прекрасная что красно солнышко). В фольклорных текстах чаще используется дериват слова — солнышко, что подчеркивает доброжелательное отношение к объекту. Месяц (Луна) сопровождается эпитетами «светлый», «серебряный». Гендерная принадлежность космических объектов обычно распределяется следующим образом: Солнце мыслилось как мужское начало, Луна характеризовалась двумя ипостасями: женской (луна) и мужской (месяц). В текстах отмечается родственная взаимосвязь Солнца и Луны (Сын да дочь ясно солнце, светел месяц). Фольклорный материал фиксирует следующие образы Солнца: «солнце — властелин», «солнце — благо» (Солнце пригреети все поспеет). Светило осмысляется как объект справедливости и всепрощения (Солнце сияет на благие и злые). Луна (Месяц) символизирует магическую силу. Образ Луны вобрал в себя как положительные, так и отрицательные характеристики (Жизнь как луна: то полная, то ущербная). Значимой для наших предков является метафора «Луна — серп» (обусловлено схожей формой месяца с орудием труда, а также народными поверьями, которые связаны с сельскохозяйственными работами). Закономерна циклизация концептов Солнце и Луна, которая заключается в биологическом процессе смены дня и ночи. Поэтому в славянском сознании космические объекты соотносятся с образом яйца (Птица утром кладет на край земли золотое яйцо, а вечеромсеребряное. Одно катится по небу днем, другоеночью). Цикличность позволяет проводить параллель с идеей начала и конца определенного временного периода (Луна взошласолнцу отдых). Анализ фольклорного материала показал, что исследуемые концепты Солнце и Луна (Месяц) предполагают не только контрастное противопоставление (Как месяц не светит, а все не солнышко), но и их медиацию и дополнительность.