XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

К политике оппрессивного в современном поп-дискурсе (на материале «No Love» Фейса)

Андрей Сергеевич Филатов
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

ауд. 171
2018-04-20
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

На материале работы «No Love» (2017) Фейса рассматривается один из аспектов преломления оппрессивного в дискурсе современной массовой культуры, сценариев их освоения и переосмысления.

Тезисы

Доклад посвящен проблеме репрезентации опрессивных культурных механизмов, а также возможных направлений их преодоления в массовом текстовом пространстве современности. Материалом исследования служит работа популярного российского исполнителя Фейса «No Love», вышедшая в конце 2017 года. Обращение к творчеству данного исполнителя продиктовано в первую очередь резонансным характером отклика российского общества, условиями, в которых, с одной стороны, исполнитель почитается как голос современной молодежи, с другой, презирается как развращающее, способствующее интеллектуальной и нравственной деградации явление. Кроме того, в результате исследования удалось открыть интересное с точки зрения интерпретативных практик массового сознания — художественный текст отвергается аудиторией по причине эстетического неприятия природы замутнения, характера поэтической выразительности, несмотря на прагматическую ориентированность критических высказываний. В рамках доклада демонстрируется модус построения оппрессивного через обращение к теоретическим практикам, определивших развитие элитарной культуры ХХ столетия, — идеям Ф. Ницше, К. Маркса и З. Фрейда. Прослеживается конструирование подавляющего через маркеры сферы объектов и сферы изменений, проецируемых на предлагаемые в рамках внутритекстовой референции пространство, объекты, действия. Затрагиваются аспекты освоения оппрессивного, а также попытки его преодоления через обращение к гротескному, обсценному, дионисийскому. Кроме того, намечается линия преемственности идущая от эстетики романтической поэзии и проходящей красной нитью через поэзию разбитого поколения и практики поп-арт искусства до непосредственного освоения и преломления традиции в контексте современной массовой культуры.