К политике оппрессивного в современном поп-дискурсе (на материале «No Love» Фейса)
Андрей Сергеевич Филатов
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
ауд. 171
2018-04-20
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
На материале работы «No Love»
(2017) Фейса рассматривается один из аспектов преломления оппрессивного в
дискурсе современной массовой культуры, сценариев их освоения и переосмысления.
Тезисы
Доклад посвящен проблеме репрезентации опрессивных
культурных механизмов, а также возможных направлений их преодоления в массовом
текстовом пространстве современности. Материалом исследования служит работа
популярного российского исполнителя Фейса «No Love», вышедшая в конце 2017
года. Обращение к творчеству данного исполнителя продиктовано в первую очередь
резонансным характером отклика российского общества, условиями, в которых, с
одной стороны, исполнитель почитается как голос современной молодежи, с другой,
презирается как развращающее, способствующее интеллектуальной и нравственной
деградации явление. Кроме того, в результате исследования удалось открыть
интересное с точки зрения интерпретативных практик массового сознания —
художественный текст отвергается аудиторией по причине эстетического неприятия
природы замутнения, характера поэтической выразительности, несмотря на
прагматическую ориентированность критических высказываний. В рамках доклада
демонстрируется модус построения оппрессивного через обращение к теоретическим
практикам, определивших развитие элитарной культуры ХХ столетия, — идеям Ф.
Ницше, К. Маркса и З. Фрейда. Прослеживается конструирование подавляющего через
маркеры сферы объектов и сферы изменений, проецируемых на предлагаемые в рамках
внутритекстовой референции пространство, объекты, действия. Затрагиваются
аспекты освоения оппрессивного, а также попытки его преодоления через обращение
к гротескному, обсценному, дионисийскому. Кроме того, намечается линия
преемственности идущая от эстетики романтической поэзии и проходящей красной
нитью через поэзию разбитого поколения и практики поп-арт искусства до
непосредственного освоения и преломления традиции в контексте современной
массовой культуры.