XLVII Международная филологическая научная конференция

Можно ли говорить о речевом портрете автора словаря?

Александра Сергеевна Епимахова
Докладчик
доцент
Северный (Арктический) федеральный университет

213
2018-03-23
12:45 - 13:15

Ключевые слова, аннотация

Речевой портрет, языковая личность, словарь, рукопись, перевод

Тезисы

Мы ставим перед собой цель рассмотреть рукописный словарь как возможный источник материала для составления речевого портрета его автора в условиях, когда прочие документы того же автора недоступны. В результате анализа словаря Ф.М. Щепетова, содержащего более 8000 единиц, с позиций теории перевода были сделаны выводы об источниках материала и ходе работы над словарем, а также выявлены характеристики, отражающие владение автором определенными пластами русскоязычной и англоязычной лексики в соответсnвии с его происхождением, образованием и, прежде всего, опытом профессиональной деятельности, было рассмотрено использование определенных грамматических конструкций в комментариях и при перифразе. Данная информация может быть извлечена из словаря потому, что он составлен не ученым-лексикографом, который четко проводит границу между профессиональной и общеязыковой лексикой, а человеком, который в силу своей профессиональной деятельности столкнулся с межкультурной коммуникацией и попытался создать необходимый ему словарь на основании доступных ресурсов, в том числе профессиональной устной коммуникации. Щепетов включает в словарь лексику, отражающую его личный опыт мореплавания – различные виды грузов (работа в торговом флоте), виды льдов (работа на Севере), – а также слова из других сфер, включенных в его жизненный опыт. Поэтому анализ лексики словаря с позиций социолингвистики представляется нам возможным и весьма интересным. В то же время, информации о синтаксическом уровне языка недостаточно, а фонетический уровень вовсе не отражен. Следовательно, словарь не может являться материалом для составления полноценного речевого портрета его автора, однако на основании анализа лексического состава мы все же можем получить ряд «штрихов» речевого портрета.