Язык как способ преодоления времени в творчестве М. Шишкина («Взятие Измаила», «Венерин волос», «Письмовник»)
Марина Хлебус
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
213
2018-03-24
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Время, коллажность, нелинейность, слово, язык.
Тезисы
Современные писатели модернистской направленности нередко
экспериментируют со временем, а порой создают художественные миры, в которых
время как физическая константа мира отсутствует ( Е. Водолазкин, В. Сорокин, М.
Шишкин).
Мы рассматриваем, каким деформациям подверглось время в
романах М. Шишкина («Взятие Измаила» (2000), «Венерин волос» (2005),
«Письмовник» (2010). В качестве предпосылок мы опираемся на характерные для
шишкинской прозы черты: 1) нелинейность повествования; 2) коллажность; 3)
совмещение в одном тексте разных исторических времен; 4) немаркированность
времени.
«Взятие Измаила» состоит из не связанных между собой
фрагментов (лекция по криминалистике, дневник отца слабоумной девочки и др.).
Каждый начинается с середины и обрывается на полуслове. Художественный мир
текста держится словом как особой формой созидания.
«Венерин волос» начинается с диалогов русских беженцев в
швейцарском иммиграционном центре, где переводчиком работает Толмач. Кроме того, Толмач пишет
письма своему несуществующему сыну по имени Навуходонозавр и читает дневник уже
скончавшейся певицы Беллы. В этих историях об историях смена эпох отмечается в
языке.
В «Письмовнике» герои пишут друг другу письма. Он – из Китая
1900 года, где участвует в подавлении Боксёрского восстания; она, судя по
косвенным приметам, из 60-70-х гг. прошлого столетия. Письма продолжают
приходить, даже когда герой погиб. Представление о времени, как о
последовательной череде событий, связанных
между собой причинно-следственными связями, отсутствует во всех трех
романах.
В ходе исследования мы приходим к выводу, что Шишкин не
просто констатирует отсутствие преемственности между прошлым, настоящим и
будущим, но находит решение для преодоления разрыва, создавая художественный
мир, в котором не время имеет определяющее значение, а язык. Время и бытие в
целом заключены в текстах Шишкина в слове.