Категория времени в новеллистике Ю.Буйды
Наталия Ивановна Рублева
Докладчик
преподаватель
Вологодская духовная семинария
Вологодская духовная семинария
213
2018-03-24
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Художественное время; деконструкция времени,
темпоральная модель нарратива; субъект речи.
Тезисы
Философия постмодернизма сформулировала метод
текстологического исследования, именуемого деконструкцией, предполагающий
выявление внутренней противоречивости текста и скрытых в нём «остаточных
смыслов, доставшихся …от дискурсивных практик прошлого» [2;56]. Новелла «Отдых
на пути в Индию» Ю. В. Буйды [1;11-14] характеризуется отсутствием связности
повествования, логики сюжета. В художественное пространство небольшого
произведения включено большое число дат, обозначенных и скрытых.
Конструирование времени даёт возможность «перевести стрелки» со времени
исторического на время филологическое. Носителями такого времени являются три
субъекта речи, растворенные в тексте. Сталкивающиеся противоречивые точки
зрения трёх повествователей на один и тот же предмет разделяют историю и время,
деструктируют их. Три мифологемы – Путь, Корабль, Индия – связывают время не по
горизонтали, а вертикально Реальное и символическое, приметы конкретного
времени и вневременные, архетипические детали тесно переплетаются в контексте
новеллы. Постоянная рефлексия современного художественного сознания, его
склонность к оперированию универсальными темами и системами перекрестных
смысловых связей, где «раньше» и «позже», «дальше» и «ближе» соотносительны,
одновременны и взаимообратимы. Архаический миф о вечном возвращении, где время
движется по спирали, не работает. Деконструктивное время эквивалентно
нарастанию беспорядка, хаоса, безвременья.