Проблема отцов и детей в романе Достоевского «Бесы»
Екатерина Ильинична Ляпушкина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-20
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
поэма; роман;
культура; нигилизм; позитивизм; реализм; идеализм; аллегория; культурный
герой
Тезисы
В одном из автокомментариев к роману «Бесы»
Достоевский указал на то, что его произведение – это прежде всего история об
«отцах» и «детях», что нигилизм семидесятых годов стал прямым порождением
идеализма сороковых и что в известном смысле ответственность за нечаевское дело
лежит на «наших Белинских и Грановских» (Достоевский Ф. М. Полн. Собр. соч.: В
30 т. Л., 1986. Т. 29. Кн. 1. С. 260). В докладе рассматривается один аспект
обозначенной проблемы: на примере восприятия молодым поколением ранней поэмы
Степана Трофимовича Верховенского, формирующей и образ ушедшей эпохи (эпохи
идеализма), и образ настоящей по отношению к романным событиям эпохи (эпохи
позитивизма), выявляется двойная функция эстетического наследия отцов. Поэма
знаменует собой и неизбежный разрыв между двумя поколениями и парадоксальную
каузальную связь между ними. Герои романа оказываются своего рода выходцами из поэмы Степана Трофимовича;
романная действительность как будто «смотрится» в поэму Верховенского-старшего,
обнаруживая в ней собственные черты. Особое внимание в докладе уделено образу
Ставрогина как проводника, трансформирующего опыт отцов в «новый порядок»
детей, в этой своей миссии реализующегося в качестве культурного героя.