Венгерский театр насилия (на примере творчества Корнеля Мундруцо)
Оливия Каспшик
Докладчик
аспирант
Варшавский университет
Варшавский университет
201
2018-03-27
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
К. Мундруцо; венгерский театр; современный театр; насилие; гиперреализм
Тезисы
На протяжении всего своего творчества Корнель
Мундруцо нередко использовал литературу как источник театрального вдохновения. Однако
его самые скандальные спектакли имели свой источник в русской литературе – «Лед» В. Сорокина и «Трудно быть Богом» по
мотивам романа братьев Стругацких. Эти два спектакля – два разных дистопических взгляда на
современного человека, на его желания, страхи, страдания.
Спектакли Мундруцо представляют собой сочетание актуальных,
остросоциальных тем и столь же ужасающей театральной формы. Многие называют
театр Мундруцо «восточно-европейским хардкорным реализмом» (Eastern European hardcore reality theatre). «Трудно быть Богом» и «Лед» - это зрелища,
которые являются лучшим примером его пугающей натуралистической и жестокой
эстетики. И он использует этот хардкорный театр, чтобы рассказать историю человека,
со всей его физиологией и наготой. Герои Мундруцо - общечеловеческий символ
цивилизации.
Спектакли Мундруцо - столкновение документа с
социологическим исследованием и театральной фантастикой. Это не просто
спектакль о проблеме современного общества. В гораздо большей степени это картины
о человеческой ответственности, о пределах нашей единичной ответственности за
мир, в котором мы живем, за зло, которое в нем преобладает. Режиссер бросает
своих персонажей в страшный мир повседневной гиперреальности Восточной Европы,
где они являются игрушкой для других – с ужасающими результатами. Методы Мундруцо
позволяют ему разрушать пространство между зрителем и актером – у него границы
практически не существуют, благодаря чему его спектакли (как и фильмы) сильно воздействуют
на зрителя, пробуждая к крайним эмоциям через псевдодокументальный грязный
натурализм, через грубую правду. Шокирующие насилие спектаклей Мундруцо заставляет
нас задаться вопросами: почему мы закрываем глаза на самую жестокую угрозу
правам и целостности других, слабых и обездоленных? Почему мы думаем, что
кто-то другой позаботиться о счастье и безопасности нашей цивилизаций?