XLVII Международная филологическая научная конференция

Социокультурная компетенция: проблемы содержания понятия

Екатерина Геннадьевна Полонникова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-21
15:55 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

социокультурная компетенция, культура, национально-культурные особенности

Тезисы

Проблемой соизучения языка и культуры занимаются долгое время, однако актуальности она не теряет до настоящего момента. Язык не может существовать вне культуры и является достоянием культуры, хранителем культурных ценностей в вербальной форме. Изучая иностранный язык, учащиеся постигают не только особенности нового языкового кода, но и знакомятся с достижениями культуры народа, его традициями и обычаями. Знания национально-культурных особенностей, умения строить своё коммуникативное поведение в соответствии с данными знаниями составляют понятие «социокультурной компетенции», как её понимают многие исследователи в России и за рубежом. Однако возникает вопрос, можно ли ограничить понятие «социокультурной компетенции» национально-культурными особенностями или оно намного шире, чем его понимают. Традиционно социокультурная компетенция является составной частью иноязычной коммуникативной компетенции наряду с лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической и предметной компетенциями. Но если понимать культуру как совокупность духовных и материальных ценностей человечества, а процесс общения как обмен информацией, то можно предложить культуру в широком смысле в  качестве объекта обучения. Такая культура включает в себя общечеловеческую культуру, относящуюся к достижениям всего человечества, национальную, включающую достижения одного народа, коллективную, отражающую ценности группы людей, и уникальную культуру, складывающуюся из ценностей и достижений одного человека. Из всех этих компонентов культуры состоят знания, умения и навыки социокультурной компетенции. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что социокультурная компетенция не просто компонент иноязычной коммуникативной компетенции, но и более объёмное понятие. Поэтому социокультурная компетенция представлена в содержании обучения на уровень выше всех остальных компетенций и представляет собой результат усвоения знаний, умений, навыков межкультурной коммуникации.