Социокультурная компетенция: проблемы содержания понятия
Екатерина Геннадьевна Полонникова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-21
15:55 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
социокультурная компетенция, культура, национально-культурные особенности
Тезисы
Проблемой соизучения
языка и культуры занимаются долгое время, однако актуальности она не теряет до
настоящего момента. Язык не может существовать вне культуры и является
достоянием культуры, хранителем культурных ценностей в вербальной форме. Изучая
иностранный язык, учащиеся постигают не только особенности нового языкового
кода, но и знакомятся с достижениями культуры народа, его традициями и
обычаями. Знания национально-культурных особенностей, умения строить своё
коммуникативное поведение в соответствии с данными знаниями составляют понятие «социокультурной
компетенции», как её понимают многие исследователи в России и за рубежом. Однако
возникает вопрос, можно ли ограничить понятие «социокультурной компетенции»
национально-культурными особенностями или оно намного шире, чем его понимают. Традиционно
социокультурная компетенция является составной частью иноязычной
коммуникативной компетенции наряду с лингвистической, социолингвистической,
дискурсивной, стратегической и предметной компетенциями. Но если понимать
культуру как совокупность духовных и материальных ценностей человечества, а
процесс общения как обмен информацией, то можно предложить культуру в широком
смысле в качестве объекта обучения.
Такая культура включает в себя общечеловеческую культуру, относящуюся к
достижениям всего человечества, национальную, включающую достижения одного
народа, коллективную, отражающую ценности группы людей, и уникальную культуру,
складывающуюся из ценностей и достижений одного человека. Из всех этих
компонентов культуры состоят знания, умения и навыки социокультурной
компетенции. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что социокультурная
компетенция не просто компонент иноязычной коммуникативной компетенции, но и
более объёмное понятие. Поэтому социокультурная компетенция представлена в
содержании обучения на уровень выше всех остальных компетенций и представляет
собой результат усвоения знаний, умений, навыков межкультурной коммуникации.