Лексические новации в когнитивном пространстве русского языка
Людмила Ивановна Богданова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2018-03-19
15:50 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
новые слова; оценка; ценности; нравственные ориентиры; языковые лакуны; актуальные смыслы
Тезисы
Одна из наиболее важных задач современной когнитивной
лингвистики – выявление семантических зон, феномены и отдельные характеристики
которых не в полной мере вербализованы в русском языке. Решение данной задачи
связано с определением функционального назначения новых слов, их способностью
заполнять языковые лакуны, отражать изменение в общественном настроении и мироощущении.
В ходе исследования этой проблемы рассматривается
процесс активизации под влиянием СМИ новых лексико-фразеологических единиц
терминологического характера (преимущественно заимствованных). Новые слова и
значения используются для обозначения актуальных для современной жизни смыслов,
среди которых особое место занимают такие, как интерес к будущему, потребность
в долгосрочном планировании и поиске его инструментов (дорожная карта, мозговой штурм и др.), потребность в осмыслении
понятия успешности / неуспешности (успешный, эффективный, востребованный, лузер, сбитый лётчик, хромая утка) и др. Обнаруживает себя потребность в осмыслении и разграничении естественного, настоящего, подлинного, с одной стороны, и искусственного, ложного, фальшивого, с другой стороны (фейк, фанера, реплика и др.). Симптоматичным является изменение оценки у ряда слов (карьерист, амбициозный, честолюбивый, агрессивный и др.). Проведённый анализ позволяет говорить о состоянии
неустойчивого равновесия между познавательным и оценочным компонентами значений
рассматриваемых номинаций.
Работа в данном направлении выводит на изучение таких
актуальных вопросов, как формирование ассоциативного потенциала слов,
национально-культурная специфика ассоциативного /оценочного компонента, способы
его лексикографического представления, декодирование ценностных установок
говорящего, выявление манипулятивных средств и приёмов воздействия на адресата.