Апология жертвоприношения: «ветхозаветная» история в пьесе братьев Пресняковых «Перед потопом»
Татьяна Юрьевна Кудрявцева
Докладчик
старший преподаватель
Воронежский государственный технический университет
Воронежский государственный технический университет
Сергей Алексеевич Ларин
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
215-а
2018-03-26
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Пресняковы; «новая драма»; интертекстуальность;
жертвоприношение; отцеубийство.
Тезисы
В создаваемой авторами
«новой драмы» художественной реальности основной формой взаимодействия между
персонажами и фактически единственно возможным способом самоутверждения и
самовыражения личности является агрессия. Закономерно, что тема насилия,
разрушения, деструкции становится одной из ключевых в произведениях многих
современных драматургов и режиссеров, которые стремятся воссоздать особую
модель мира, где человек оказывается жертвой. Подобные представления находят
отражение и в творчестве братьев Пресняковых. Неслучайно такую популярность
получила их пьеса «Изображая жертву».
В особом ракурсе тема жертвы и жертвоприношения представлена в пьесе Пресняковых «Перед потопом» (2008), впервые поставленной в 2010 г. на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. В отличие от других произведений драматургов, пьеса имеет четкую структуру и разделена на семь действий, причем все они сориентированы на финал, на основное событие, заявленное в заглавии.
Мотив жертвоприношения появляется в двух ключевых эпизодах пьесы. И в обоих случаях исполнение кровавого ритуала должно, казалось бы, существенным образом повлиять на судьбу всех персонажей – предотвратить катастрофические изменения в их жизни. Причем, согласно логике героев, убийство необходимо совершить тому, кто ближе всех жертве, кто больше всех ее любит. В пятом действии животные хотят принести в жертву слабого, беззащитного волчонка, чтобы предотвратить закрытие своего зоопарка. А в финале пьесы убийство совершает сын главного героя Йона (имя, недвусмысленно отсылающее к ветхозаветным историям Ноя и Ионы), которому было поручено собрать животных на «ковчеге», чтобы после «потопа» начать новую жизнь. Однако отцеубийство не помогает предотвратить предначертанное: избранником оказывается совсем другой персонаж – и идея вечного обновления жизни получает свою реализацию.
В особом ракурсе тема жертвы и жертвоприношения представлена в пьесе Пресняковых «Перед потопом» (2008), впервые поставленной в 2010 г. на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. В отличие от других произведений драматургов, пьеса имеет четкую структуру и разделена на семь действий, причем все они сориентированы на финал, на основное событие, заявленное в заглавии.
Мотив жертвоприношения появляется в двух ключевых эпизодах пьесы. И в обоих случаях исполнение кровавого ритуала должно, казалось бы, существенным образом повлиять на судьбу всех персонажей – предотвратить катастрофические изменения в их жизни. Причем, согласно логике героев, убийство необходимо совершить тому, кто ближе всех жертве, кто больше всех ее любит. В пятом действии животные хотят принести в жертву слабого, беззащитного волчонка, чтобы предотвратить закрытие своего зоопарка. А в финале пьесы убийство совершает сын главного героя Йона (имя, недвусмысленно отсылающее к ветхозаветным историям Ноя и Ионы), которому было поручено собрать животных на «ковчеге», чтобы после «потопа» начать новую жизнь. Однако отцеубийство не помогает предотвратить предначертанное: избранником оказывается совсем другой персонаж – и идея вечного обновления жизни получает свою реализацию.