XLVII Международная филологическая научная конференция

Семантико-стилистическая репрезентация субъекта в поэзии В. Котелевской

Наталья Павловна Пинежанинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

1000
2018-03-23
12:40 - 13:05

Ключевые слова, аннотация

Субъект в современной поэзии, поэтическая субъективность, пространственно-временной континуум, интертекстуальность,  инфинитивные конструкции, гипертекст, звуковая избразительность

Тезисы


Лирический субъект в современной поэзии является своеобразной матрицей, инспирирующей формальные художественные приемы. В поэзии В. Котелевской, находящейся в процессе развития, лирический субъект неоднороден и динамичен. Если представить структуру лирической субъективности как организующую систему, то в ней можно выделить доминантные факторы, которые ее обусловливают.   Одним из конституирующих факторов лирического субъекта в поэзии В. Котелевской является пространственно-временной континуум, связанный как с реальным пространством (город, дом), так и с ментально-метафизическим (сон, воспоминание, береговая линия, музыкальные представления, картины). Особую категорию субъективной модальности составляют  инфинитивные тексты, совмещающие желательность, невозможность, повелительность и представленные глаголами размышления, смотрения, вслушивания, воображения, сновидения в выражении темы творчества.Важным фактором конституирования лирического субъекта в поэзии В. Котелевской становится симультанность собственных текстов, разделенных временем создания, но объединенных самоцитированием. Такая связь демонстрирует смену стилевых регистров речи и динамику в развитии текстуальных стратегий.  
Лирический субъект воплощает в себе не только сугубо авторские установки, но и непосредственно модифицируется литературным контекстом за счет механизмов интертекстуальности. Лирический субъект, воплощенный в цитатах и аллюзиях, отражает влияние за счет интимизации интертекста (О. Мандельштам, П. Целан) или отношение, выраженное  пародированим публицистических клише, лозунгов и прецедентных имен. В поэзии В. Котелевской элементы чужой речи размыкают структуру текста, переключают стилевые регистры и точки зрения.  Сверхфразовое единство перечислений (амплификаций и градаций) проявляет гипертекстовый характер, связывающий отдельные нелинейные внутритекстовые компоненты с другими текстами способом гипертекстовых ссылок.