Об одной из возможностей создания фонической теории русской рифмы с математическим обоснованием элементарного уровня
Дмитрий Борисович Горбатов
Докладчик
сотрудник
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
133
2018-03-21
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
теория рифмы; фонетическая/графическая рифма; (не)точная/приблизительная
рифма, рифмоид; оппозиция гласных по ряду/подъёму/огублённости; оппозиция
согласных по палатализации, месту/способу образования
Тезисы
В докладе обсуждается теоретическая и практическая возможность
создания фонической теории русской рифмы, которая: (1) рассматривала бы одно
стихотворение как единый фонический комплекс; (2) позволяла бы выявить
однозначно-точные границы рифмуемых клаузул через посредство использования определённого
алгоритма; (3) устранила бы такие туманные термины стиховедения прошлого
века, как «точная», «приблизительная» и «неточная рифма», а также чересчур
обобщённое понятие «рифмоид»; (4) была бы сконцентрирована именно и только на
фоническом аспекте рифмы, свободном от любых фонетико-графических конфликтов;
(5) позволяла бы рассчитать «фоничность» любой рифмы с точки зрения особой
системы начисления условных баллов и их последующего пересчёта из троичной системы
счисления в десятичную. В ходе предлагаемого анализа возникает потребность
классифицировать все клаузулы на «рифмы 1-го и 2-го порядка» таким
образом, чтобы были охвачены их сочетания во всех, без исключения, строках.
Далее, предлагается отдельная система вычерчивания «координатной сетки», с
помощью которой стихотворение можно было бы разделить на «фонические такты»,
позволяющие обозначить точные начала и концы каждого «исходного и производного
фонического ансамбля». (В данном подходе используется терминологический принцип
и некоторые технические приёмы, предложенные Сергеем Ивановичем Танеевым в его
фундаментальной работе «Подвижной контрапункт строгого письма».) Докладчик рассматривает
обоснование системы «рифм 1-го и 2-го порядка» в качестве «программы-минимум».
В идеале планируется создать полную и завершённую систему фонического анализа стиха,
которая позволяла бы, помимо вышесказанного: (6) учесть все, без исключения, «фонические
ансамбли» отдельно взятого стихотворения; (7) подготовить «фоническую
экспликацию» стихотворения в виде чертежа с предустановленной легендой; (8)
выявить все «фонические узлы» стиха, что позволило бы использовать полученный
чертёж как его «индивидуальный фонический профиль».