XLVII Международная филологическая научная конференция

Об одной из возможностей создания фонической теории русской рифмы с математическим обоснованием элементарного уровня

Дмитрий Борисович Горбатов
Докладчик
сотрудник
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

133
2018-03-21
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

теория рифмы; фонетическая/графическая рифма; (не)точная/приблизительная рифма, рифмоид; оппозиция гласных по ряду/подъёму/огублённости; оппозиция согласных по палатализации, месту/способу образования

Тезисы

В докладе обсуждается теоретическая и практическая возможность создания фонической теории русской рифмы, которая: (1) рассматривала бы одно стихотворение как единый фонический комплекс; (2) позволяла бы выявить однозначно-точные границы рифмуемых клаузул через посредство использования определённого алгоритма; (3) устранила бы такие туманные термины стиховедения прошлого века, как «точная», «приблизительная» и «неточная рифма», а также чересчур обобщённое понятие «рифмоид»; (4) была бы сконцентрирована именно и только на фоническом аспекте рифмы, свободном от любых фонетико-графических конфликтов; (5) позволяла бы рассчитать «фоничность» любой рифмы с точки зрения особой системы начисления условных баллов и их последующего пересчёта из троичной системы счисления в десятичную. В ходе предлагаемого анализа возникает потребность классифицировать все клаузулы на «рифмы 1-го и 2-го порядка» таким образом, чтобы были охвачены их сочетания во всех, без исключения, строках. Далее, предлагается отдельная система вычерчивания «координатной сетки», с помощью которой стихотворение можно было бы разделить на «фонические такты», позволяющие обозначить точные начала и концы каждого «исходного и производного фонического ансамбля». (В данном подходе используется терминологический принцип и некоторые технические приёмы, предложенные Сергеем Ивановичем Танеевым в его фундаментальной работе «Подвижной контрапункт строгого письма».) Докладчик рассматривает обоснование системы «рифм 1-го и 2-го порядка» в качестве «программы-минимум». В идеале планируется создать полную и завершённую систему фонического анализа стиха, которая позволяла бы, помимо вышесказанного: (6) учесть все, без исключения, «фонические ансамбли» отдельно взятого стихотворения; (7) подготовить «фоническую экспликацию» стихотворения в виде чертежа с предустановленной легендой; (8) выявить все «фонические узлы» стиха, что позволило бы использовать полученный чертёж как его «индивидуальный фонический профиль».