Корпусный инструментарий в тестологии и лингвистике
Ольга Григорьевна Горина
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
25 ауд
2018-03-19
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Корпусные
технологии в тестологии, корпусная лингводидактика, корпусная статистика, статистика
речи, ранговые и нормальные распределения
Тезисы
В
докладе представлены основные методологические и содержательные
составляющие курса, разработанного для
студентов, обучающихся в рамках междисциплинарной программы "Тестология". Цели курса: формирование лингвистической корпусной компетенции обучаемых посредством изучения
аппликативного корпусного инструментария, основных квантитативных методов анализа массивов
лингвистических данных, разработанных
современной корпусной лингвистикой
в целях создания необходимой базы корпусных умений, частных
компетенций (статистическая коллокационная, коллигационная) и знаний (основные языковые компьютерные
корпусы английского языка, их классификация, вариативность, применение в
лингводидактике), которые применимы при обеспечении статистически адекватного отбора
содержания обучения, материалов тестирования, создания банка тестовых заданий
для обеспечения контроля сформированности необходимых компетенций обучаемых, а
также при использовании потенциала корпусных технологий при решении сопряженных
с тестологией задач.
В
комплекс знаний, получаемых слушателями
магистерской междисциплинарной программы "Тестология", также
входит знакомство с
зарубежной практикой использования корпусных данных при составлении тестовых
заданий для международных кембриджских экзаменов FCE, CAE, CPE, IELTS, а также отчетами
тестологов о месте, полезности и целесообразности корпусной
информации при компиляции тестовых материалов.
Знаниевая
составляющая будущего специалиста в области тестологии должна быть достаточно
широка, чтобы суметь разобраться в причинах возникновения тех ошибок, которые
стали нормой филологического и корпусно-лингвистического узуса. Обучаемые должны представляют суть ранговых,
описывающих статистику языка, и
гауссовых, применяемых в тестологии,
распределений и разграничивать область их применения. Оценка нормального
(гауссова) распределения изучается в связи с (i)
валидностью тестовых заданий, (ii) корректностью
проведения тестования.