XLVII Международная филологическая научная конференция

Корпусный инструментарий в тестологии и лингвистике

Ольга Григорьевна Горина
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

25 ауд
2018-03-19
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Корпусные технологии в тестологии, корпусная лингводидактика, корпусная статистика, статистика речи, ранговые и нормальные распределения

Тезисы

В докладе представлены основные методологические и содержательные составляющие курса, разработанного для студентов, обучающихся в рамках междисциплинарной программы "Тестология". Цели курса: формирование лингвистической корпусной компетенции обучаемых посредством изучения аппликативного корпусного инструментария, основных  квантитативных методов анализа массивов лингвистических данных, разработанных современной корпусной лингвистикой в целях создания необходимой базы корпусных умений, частных компетенций (статистическая коллокационная, коллигационная) и знаний (основные языковые компьютерные корпусы английского языка, их классификация, вариативность, применение в лингводидактике), которые применимы при обеспечении статистически адекватного отбора содержания обучения, материалов тестирования, создания банка тестовых заданий для обеспечения контроля сформированности необходимых компетенций обучаемых, а также при использовании потенциала корпусных технологий при решении сопряженных с тестологией задач. В комплекс знаний, получаемых слушателями магистерской междисциплинарной программы "Тестология", также входит знакомство с зарубежной практикой использования корпусных данных при составлении тестовых заданий для международных кембриджских экзаменов FCE, CAE, CPE, IELTS, а также отчетами тестологов о месте, полезности и целесообразности корпусной информации при компиляции тестовых материалов. Знаниевая составляющая будущего специалиста в области тестологии должна быть достаточно широка, чтобы суметь разобраться в причинах возникновения тех ошибок, которые стали нормой филологического и корпусно-лингвистического узуса. Обучаемые должны представляют суть ранговых, описывающих статистику языка, и гауссовых, применяемых в тестологии, распределений и разграничивать область их применения. Оценка нормального (гауссова) распределения изучается в связи с (i) валидностью тестовых заданий, (ii) корректностью проведения тестования.