XLVII Международная филологическая научная конференция

У. Голдинг и К. Маккарти: два взгляда на человека в антиутопическом мире

Юлия Львовна Сапожникова
Докладчик
профессор
Смоленский государственный университет

2-у
2018-03-20
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Жанр антиутопии; «Повелитель мух» У. Голдинга; «Дорога» К. Маккарти; хронотоп в антиутопии; природа человека; символ «огонь»

Тезисы

В XX веке популярность антиутопий была необыкновенно высокой, но и в наши дни произведения этого жанра появляются с регулярной частотой, что обусловлено, видимо, страхом людей оказаться в критической ситуации и интересом, к чему подобная ситуация может привести. Для сравнения выбраны «Повелитель мух» У. Голдинга (1954) и «Дорога» К. Маккарти (2006), так как в обоих романах главными действующими лицами становятся дети / ребенок, а одним из ключевых мотивов – мотив дороги / движения.  Хронотоп в обоих произведениях по большей части совпадает: ни причины катастрофы, ни точное время действия не упоминаются авторами, прошлое дается в серии флешбеков. Пространство в романах ограничено и описывается с помощью слов схожих тематических групп (прежде всего «темнота», «болезнь»). Персонажи, попавшие в экстремальные условия, постепенно превращаются в животных (соответствующая лексика используются обоими авторами) и практически полностью утрачивают человечность. Однако в своем взгляде на человека писатели расходятся. По мнению У. Голдинга, человек, внутри которого постоянно идет борьба добра и зла, не может побороть в себе злое начало, если его не контролируют некие сдерживающие общественные установления. В то время как К. Маккарти показывает, что спасти человека и помочь ему сохранить человечность может любовь. Для полного раскрытия своего видения названной темы оба писателя прибегают к символической трактовке огня, который у У. Голдинга превращается из средства спасения в средство разрушения, а у К. Маккарти претерпевает обратную трансформацию: из орудия уничтожения в мира – в средство гарантировать не только физическое выживание, но и сохранить собственные душу и веру.