У. Голдинг и К. Маккарти: два взгляда на человека в антиутопическом мире
Юлия Львовна Сапожникова
Докладчик
профессор
Смоленский государственный университет
Смоленский государственный университет
2-у
2018-03-20
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Жанр антиутопии; «Повелитель мух» У. Голдинга;
«Дорога» К. Маккарти; хронотоп в антиутопии; природа человека; символ «огонь»
Тезисы
В XX
веке
популярность антиутопий была необыкновенно высокой, но и в наши дни
произведения этого жанра появляются с регулярной частотой, что обусловлено,
видимо, страхом людей оказаться в критической
ситуации и интересом, к чему подобная ситуация может привести.
Для сравнения выбраны «Повелитель мух»
У. Голдинга (1954) и «Дорога» К. Маккарти (2006), так как в обоих романах
главными действующими лицами становятся дети / ребенок, а одним из ключевых
мотивов – мотив дороги / движения.
Хронотоп
в обоих произведениях по большей части совпадает: ни причины катастрофы, ни
точное время действия не упоминаются авторами, прошлое дается в серии
флешбеков. Пространство в романах ограничено и описывается с помощью слов схожих
тематических групп (прежде всего «темнота», «болезнь»).
Персонажи, попавшие в экстремальные
условия, постепенно превращаются в животных (соответствующая лексика
используются обоими авторами) и практически полностью утрачивают человечность.
Однако в своем взгляде на человека
писатели расходятся. По мнению У. Голдинга, человек, внутри которого постоянно
идет борьба добра и зла, не может побороть в себе злое начало, если его не
контролируют некие сдерживающие общественные установления. В то время как К. Маккарти
показывает, что спасти человека и помочь ему сохранить человечность может
любовь. Для полного раскрытия своего видения названной темы оба писателя
прибегают к символической трактовке огня, который у У. Голдинга превращается из
средства спасения в средство разрушения, а у К. Маккарти претерпевает обратную
трансформацию: из орудия уничтожения в мира – в средство гарантировать не
только физическое выживание, но и сохранить собственные душу и веру.