XLVII Международная филологическая научная конференция

Особенности описания имен собственных в словаре идеографического типа (на материале религиозной лексики)

Мария Константиновна Парамонова
Докладчик
младший научный сотрудник
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

191
2018-03-20
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Лексикография, идеографический словарь, тематический словарь, ономастика, религиозная лексика.

Тезисы

Темой исследования является проблема описания имен собственных в словаре идеографического типа. Материалом послужил выпуск «Бог, религия» Русского тематического словаря, работа над которым ведется в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Словарь представляет новую синтетическую разновидность, именуемую авторами тематико-идеографической.
Имена собственные являются неотъемлемой частью религиозной лексики. Их можно разбить на следующие группы: теонимы, имена святых и библейских героев, названия праздников, храмов, монастырей, книг, икон, святых мест. При описании имен собственных, принадлежащих лексике религиозной сферы, в идеографическом словаре возникают следующие проблемы: 
1) определение объема имен собственных, требующих включения в словарь.
Формирование словника обусловлено организационными принципами словаря. Тематические выпуски РТС включают не только ядерные для смысловой сферы слова, но и периферийные. Словарь ориентирован на активные виды речевой деятельности и предоставляет пользователю комплекс исчерпывающей информации по продуктивно значимым параметрам слова. Поэтому в словарь включены синонимические комплексы, складывающиеся в языке вокруг некоторых наименований. Например, названия праздников: Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Покров офиц. – Покров [Пресвятой] Богородицы – Покров разг.
2) выбор способа классификации слов внутри группы.
Организация имен собственных внутри тематических групп опирается на внеязыковую реальность: например, календарный принцип (группы «Праздники», «Посты»), хронологический принцип (группа «События и герои Священной истории»), географический принцип (группа «Святые места»).
3) Семантизация имени собственного без вербального толкования.
Выявление значения заголовочного слова в словарной статье происходит за счет сочетаемостной зоны, иллюстративного и культурологического материала, а также парадигматических отношений. Особенностью семантизации имен собственных является активное введение экстралингвистической информации.