Особенности описания имен собственных в словаре идеографического типа (на материале религиозной лексики)
Мария Константиновна Парамонова
Докладчик
младший научный сотрудник
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
191
2018-03-20
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Лексикография, идеографический словарь, тематический словарь, ономастика, религиозная лексика.
Тезисы
Темой исследования является проблема описания имен собственных в словаре идеографического типа. Материалом послужил выпуск «Бог, религия» Русского тематического словаря, работа над которым ведется в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Словарь представляет новую синтетическую разновидность, именуемую авторами тематико-идеографической.
Имена собственные являются неотъемлемой частью религиозной лексики. Их можно разбить на следующие группы: теонимы, имена святых и библейских героев, названия праздников, храмов, монастырей, книг, икон, святых мест. При описании имен собственных, принадлежащих лексике религиозной сферы, в идеографическом словаре возникают следующие проблемы:
1) определение объема имен собственных, требующих включения в словарь.
Формирование словника обусловлено организационными принципами словаря. Тематические выпуски РТС включают не только ядерные для смысловой сферы слова, но и периферийные. Словарь ориентирован на активные виды речевой деятельности и предоставляет пользователю комплекс исчерпывающей информации по продуктивно значимым параметрам слова. Поэтому в словарь включены синонимические комплексы, складывающиеся в языке вокруг некоторых наименований. Например, названия праздников: Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Покров офиц. – Покров [Пресвятой] Богородицы – Покров разг.
2) выбор способа классификации слов внутри группы.
Организация имен собственных внутри тематических групп опирается на внеязыковую реальность: например, календарный принцип (группы «Праздники», «Посты»), хронологический принцип (группа «События и герои Священной истории»), географический принцип (группа «Святые места»).
3) Семантизация имени собственного без вербального толкования.
Выявление значения заголовочного слова в словарной статье происходит за счет сочетаемостной зоны, иллюстративного и культурологического материала, а также парадигматических отношений. Особенностью семантизации имен собственных является активное введение экстралингвистической информации.