Имя собственное как источник зоонимической номинации: коммуникативно-прагматический аспект
Вера Валерьевна Вересиянова
Докладчик
научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2018-03-22
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
зооним, коммуникация, мотивация, номинация, ономастика, прагматика, трансонимизация, экспрессия
Тезисы
Ономастика представляет собой
социально-исторический пласт лексики, возникший и функционирующий в конкретных
условиях в качестве важнейшего элемента коммуникации. Имена собственные гораздо
больше, чем нарицательные, зависят от социокультурных обстоятельств. Как
языковые знаки, они приобретают прагматическую значимость – способность
передавать различные типы коннотаций, воздействуя на участников коммуникации.
В
данном докладе рассматривается около 300 единиц зоонимической лексики (кличек
домашних животных), образованных от различных классов имён собственных.
Материал представляет собой выборку из Генеральной картотеки Псковского
областного словаря и анализируется в следующих аспектах прагматики: 1)
фонетическом, 2) оценочном, 3) социокультурном. В современной ономастике раздел
зоонимики изучен менее других. Это связано, во-первых, с краткосрочностью
существования зоонимов, а во-вторых, с тем, что они употребляются
преимущественно в устной речи.
Выбор
клички для животного — очень важный, а иногда даже сложный процесс. Кто-то
хочет дать простое, звучное имя, другие предпочитают что-то экзотическое, а третьи
используют при назывании животного индивидуальные ассоциации. Зооним имеет не
только номинативную и подзывную (вокативную) функции, но и эмоциональную
окраску, поэтому многие из них имеют в своём составе средства разговорного
стиля – уменьшительно-ласкательные суффиксы. Преобладающей
является позитивная эмоциональная окраска, поскольку кличка налаживает
эмоционально-коммуникативную связь между животным и его владельцем.
Особую
группу зоонимов образуют клички, возникшие в результате трансонимизации –
привлечения лексических единиц других классов ономастического континуума,
преимущественно личных имен (как русских, так и иностранных) и географических
названий. Наиболее широкое распространение получили антропозоонимы. В настоящее
время эта тенденция увеличивается, отодвигая традиционную зоонимию на периферию ономастического поля