О специфике музыковедческих текстов в «Критических письмах о музыкальном искусстве»
Алла Ирменовна Янкус
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-21
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
«Критические письма»; Ф. В. Марпург; фуга; музыковедческий текст, фуга BWV 855.
Тезисы
Еженедельник «Критические письма о музыкальном искусстве...» («Kritische Briefe über die Tonkunst...»), выходивший в период с 1759 по 1764 гг., является издательским проектом Фридриха Вильгельма Марпурга (1718–1795, Friedrich Wilchelm Marpurg) — одного из крупнейших музыкальных деятелей Берлина третьей четверти XVIII века. В контексте прочей деятельности Марпурга эти выпуски продолжают линию критики и публицистики других его трудов — «Критического музыканта со Шпрее» (1749–1750, Der critische Musicus an der Spree) и «Историко-критических материалов к изучению музыки» (1754–1762, затем — 1778, Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik).
Жанр образующих основу каждого выпуска писем диктует специфику высказывания, использование особых приемов изложения, полемически усложненных, формирующих активное коммуникативное пространство, в которое вовлекаются адресанты, авторы обсуждаемых сочинений и теоретических трудов, известные музыканты, литераторы, наконец, читатели.
С точки зрения содержания «Критические письма» обращаются к темам и проблемам, которым посвящены и другие труды Марпурга — его многочисленные трактаты. Среди таких тем значительную ценность имеет теория фуги. Здесь Марпург является одним из авторитетнейших знатоков фуги в целом и фуг И. С. Баха в частности. Определяя их как искусные образцы, эталонные для своего времени, он многократно и в связи с различными проблемами и темами обращается к этим сочинениям.
Сравнение текстов анализа фуги e-moll, BWV 855, I тома «Хорошо темперированного клавира» (Die wohltemperierte Klavier) И.С. Баха в двух разных по жанру источниках — «Критические письма» и «Трактат о фуге» (Abhandlung von der Fuge), — призвано выявить специфические особенности стиля изложения и высказывания писем в отличие от трактата. Кроме того, такое сравнение актуализирует проблему авторства писем и приближает нас к ее решению.
Жанр образующих основу каждого выпуска писем диктует специфику высказывания, использование особых приемов изложения, полемически усложненных, формирующих активное коммуникативное пространство, в которое вовлекаются адресанты, авторы обсуждаемых сочинений и теоретических трудов, известные музыканты, литераторы, наконец, читатели.
С точки зрения содержания «Критические письма» обращаются к темам и проблемам, которым посвящены и другие труды Марпурга — его многочисленные трактаты. Среди таких тем значительную ценность имеет теория фуги. Здесь Марпург является одним из авторитетнейших знатоков фуги в целом и фуг И. С. Баха в частности. Определяя их как искусные образцы, эталонные для своего времени, он многократно и в связи с различными проблемами и темами обращается к этим сочинениям.
Сравнение текстов анализа фуги e-moll, BWV 855, I тома «Хорошо темперированного клавира» (Die wohltemperierte Klavier) И.С. Баха в двух разных по жанру источниках — «Критические письма» и «Трактат о фуге» (Abhandlung von der Fuge), — призвано выявить специфические особенности стиля изложения и высказывания писем в отличие от трактата. Кроме того, такое сравнение актуализирует проблему авторства писем и приближает нас к ее решению.