История идей в зеркале истории немецкой протестантской гимнографии: от художественного мира барокко к сентиментализму (на материале пиетистской редакции духовных песен Пауля Герхардта)
Михаил Витальевич Корышев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Екатерина Павловна Иванова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2018-03-24
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
протестантизм, барокко, Просвещение, пиетизм, церковная гимнография
Тезисы
На материале редакции духовных песен Пауля Герхардта (1607-1676), включенной Иоганном Атанасиусом
Фрейлингхаузеном (1670–1739) в подготовленное им собрание церковных песнопений, в докладе прослеживаются
конкретные шаги рецепции художественного наследия литературы немецкого барокко духовно-культурным
миром немецкого пиетизма, во многом подготовившим почву для рецепции идей
европейского сентиментализма в Германии.
Адаптация церковных песнопений к идейно-художественным вкусам эпохи является весьма распространенным явлением как в немецкой как в протестантской, так и в католической церковной гимнографии, при этом наиболее решительному редактированию текст подвергается в эпоху Просвещения, идеи которого воспринимаются в церковной среде довольно поздно, а именно преимущественно во II-III трети XVIII века.
Анализ предпринятых в пиетистских кругах вмешательств в текст Пауля Герхардта, приводимого по изданию Д.Вендебург и А.Штегмана, позволяет пролить свет на историю взаимодействия таких важных для истории немецкой литературы и культуры феноменов, как барокко, барочная литература и религиозность, пиетизм и его идейно-духовный мир, немецкий сентиментализм и культура буржуазного Просвещения в их взаимовлиянии. Особого внимания при этом заслуживает взаимодействие близкого пиетизму по духу сентименталистского элемента и культуры эпохи Просвещения с учетом того, что в протестантских кругах сентименталистские настроения по времени предшествуют идеям реципированного церковными кругами Просвещения.
Адаптация церковных песнопений к идейно-художественным вкусам эпохи является весьма распространенным явлением как в немецкой как в протестантской, так и в католической церковной гимнографии, при этом наиболее решительному редактированию текст подвергается в эпоху Просвещения, идеи которого воспринимаются в церковной среде довольно поздно, а именно преимущественно во II-III трети XVIII века.
Анализ предпринятых в пиетистских кругах вмешательств в текст Пауля Герхардта, приводимого по изданию Д.Вендебург и А.Штегмана, позволяет пролить свет на историю взаимодействия таких важных для истории немецкой литературы и культуры феноменов, как барокко, барочная литература и религиозность, пиетизм и его идейно-духовный мир, немецкий сентиментализм и культура буржуазного Просвещения в их взаимовлиянии. Особого внимания при этом заслуживает взаимодействие близкого пиетизму по духу сентименталистского элемента и культуры эпохи Просвещения с учетом того, что в протестантских кругах сентименталистские настроения по времени предшествуют идеям реципированного церковными кругами Просвещения.