Модернистские мотивы и элементы фантастики в детской повести У. Фолкнера «Дерево желаний»
Нина Анатольевна Мороз
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
190
2018-03-21
12:10 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Уильям Фолкнер, детская литература, детское сознание, модернизм, примитив, фантастическое, аллегория, дидактизм.
Тезисы
Доклад посвящен единственному детскому произведению У. Фолкнера – повести «Дерево желаний» (The Wishing Tree), написанной в 1927 году для будущей приемной дочери Виктории Франклин. Повесть была опубликована в 1967 г. и представляет интерес как сама по себе, так и в контексте творчества Фолкнера второй половины 1920-х годов, тем более что детские образы зачастую оказываются на пересечении главных силовых линий фолкнеровских романов.
Повесть «Дерево желаний» предваряет прежде всего роман «Шум и ярость» (1929), предлагая «детские» вариации модернистских мотивов относительности времени и памяти; можно обнаружить и элементы «южного мифа», который только начинает складываться. Кроме того, здесь, как и в некоторых «взрослых» новеллах того же периода, Фолкнер сближает интуитивное детское мышление и мышление взрослого «примитива». При этом Фолкнер помещает действие своей детской повести в аллегорико-фантастическое пространство. В докладе будет проанализирована система аллюзий, на первый взгляд, необычная для детского произведения. «Дерево желаний» отсылает не только к «Алисе в стране чудес» и «Дон Кихоту», но и к драмам М. Метерлинка и популярным в первые десятилетия ХХ века романам Дж. Б. Кейбелла. Дополнительно будут рассмотрены параллели с другой рукописной повестью-подарком Фолкнера «Майский день» (Mayday), созданной годом ранее, в 1926 году.
Кроме прочего, повесть «Дерево желаний» ставит вопрос о самой возможности существования детской модернистской прозы, ответ на который вовсе не однозначен. В произведении, предназначенном для ребенка, Фолкнер экспериментирует с остранением, расширяя возможности модернистского письма. В то же время повесть сохраняет отчетливо дидактическую направленность. Интересна и скрытая двойная адресация повести – не только Виктория, но и ее мать, Эстелла Олдхэм, внимания которой Фолкнер добивался.