Диалог двух мастеров. Превращение поэмы «Мёд» Тонино Гуэрры в драматический спектакль Ю. Любимова
Татьяна Викторовна Левченко
Докладчик
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва), лаборатория изучения творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXIвв
201
2018-03-27
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Ю.П. Любимов; Тонино Гуэрра; «Мёд»
Тезисы
Спектакль «Мёд» был поставлен
в Театре на Таганке в 2010 г. к девяностолетию
Т. Гуэрры. Ю.П. Любимов был его режиссером,
постановщиком и сценографом. Он же
преобразовал сложный, многоплановый
поэтический текст в драматическое
произведение. Поэму «Мёд», написанную
в 1981 г, Гуэрра считал своим центральным
произведением. История, рассказанная
в тридцати восьми песнях и послесловии
— автобиографична. Она повествует о
попытке лирического героя скрыться от
страхов современного городского жителя
в деревенском мире детства и юности,
где он был счастлив. Возвращение дает
лишь недолгое умиротворение от близости
к природе, от встречи с братом и
нахлынувшими воспоминаниями, от простого
крестьянского быта и труда, веками
поддерживавших жизнь патриархального
мира. Этот мир обречен на исчезновение,
итальянская деревня теряет своих
обитателей. Умирают и главный герой, и
его брат. Поэма насыщена
культурными, историческими, литературными
аллюзиями. Линейное
повествование усложнено
экскурсами в прошлое, переплетениями
судеб персонажей. Говоря
о постановке «Мёда», Любимов
подчеркивал:«форма спектакля очень
сложная — никто же не знает, как играть
поэму в театре». Ему было важно передать
силу и свет, которые несет личность
Гуэрры, сохранить национальный колорит
и дух поэмы. Анализ текста инсценировки
и архивных видеоматериалов показывают,
что текст поэмы был сокращен в целом и
в отдельных песнях, некоторые песни
поменяли свою последовательность.
Структурирование дало возможность
сразу познакомить зрителя со всеми
героями и их судьбами, выделить религиозный
пласт поэмы. В центре драматического
повествования оказались моления и
обращения человека к Богу. Но спектакль
стал и продолжением того критического
осмысления истории России, которое
Любимов предлагал зрителю каждой своей
постановкой. «Мёд» превратился в
своеобразный диалог двух великих
мастеров о трагических катаклизмах в
судьбах поколений обеих стран, переживших
распад традиционных укладов жизни, диктатуры и войны ХХ в.