XLVII Международная филологическая научная конференция

Параметры семантической характеристики словесного образа в составе крылатого выражения в целях обучения РКИ

Елена Анатольевна Еремина
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

198
2018-03-22
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

словесный образ; крылатые выражения; художественный текст; русский язык как иностранный; семантика

Тезисы

Ключевой характеристикой художественности текста является присутствие в нём словесных образов. Вслед за Н.В. Павлович, словесным образом считаем семантически двуплановую единицу, в которой сопоставлены противоречащие (в широком смысле) друг другу понятия. Семантика словесного образа определяется следующими основными элементами: ‘X’ (то, что сопоставляется), ‘Y’ (то, с чем сопоставляется), направление образного переноса [Павлович]. Не всегда в словесном образе вербально выражены все его элементы. Так, парадигмой словесного образа «Роняет лес багряный свой убор» (А.С. Пушкин) будет ‘*Листья → одежда». Восприятие каждого из составных элементов словесного образа вызывает у иностранцев трудности [Еремина].
В составе крылатого выражения словесный образ приобретает дополнительные семантических признаки, свойственные крылатым выражениям: эмоциональная окраска, культурные аллюзии, сфера функционирования в речи носителей языка. Так, словесный образ «Роняет лес багряный свой убор» обладает коннотацией «поэтичность описания природы», отсылает рецепиента к его автору – А.С. Пушкину, который для русского человека является символом поэзии и поэтичности («Солнце русской поэзии»).
Словесный образ приобретает особое значение для носителя языка, служит «маркером» принадлежности к социуму. Знакомство с таким словесным образом важно для иностранца, стремящегося изучить русский язык и культуру. Однако семантическая структура словесного образа в составе крылатого выражения характеризуется повышенной сложностью, что необходимо учитывать при обучении русскому языку иностранцев.

Литература
1.    Еремина Е. А. Типы ошибок иностранных студентов в восприятии русских словесных образов времён года // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2014. №171. С. 222-226.
2.    Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: Азбуковник, 2004.