О динамике консонантного коэффициента в русском классическом сонете
Григорий Яковлевич Мартыненко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
193
2018-03-23
15:35 -
15:55
Ключевые слова, аннотация
сонет; консонантный
коэффициент; Бальмонт; Северянин; динамика; временные ряды; динамический контур
Тезисы
1. Важным
показателем соотношения вокализма и консонантизма является консонантный
коэффициент, играющий важную типологическую роль в квантитативной фонологии.
Соотношение консонатизма и вокализма может рассматриваться как самый общий
индикатор звукописи конкретного произведения и его частей.
2. Данный доклад можно рассматривать как определенный этап в исследовании интонационной структуры русского сонета. Звукопись этого жанра демонстрируются на материале двух сборников, состоящих исключительно из сонетов. Это «Сонеты Солнца, мёда и Луны» Константина Бальмонта и «Медальоны» Игоря Северянина.
3. В докладе обсуждается динамика консонантизма в сонета при движении от его первой строки к последней с помощью метода временных рядов, позволяющего построить динамический контур каждого сонета и их совокупности. При исследовании индивидуального стиля такой подход позволяет использовать визуализированные данные в виде консонантных контуров.
4. Получены следующие результаты:
— По каждому автору для суммы первых, вторых и т. д. строк на выборках по 50 сонетов двух поэтов были получены средние значения, которые затем были подвергнуты сглаживанию с помощью метода скользящих средних. На основании результатов сглаживания были построены соответствующие динамические контуры.
— Кривые динамических контуров для двух поэтов имеют S-образную форму и движутся от строки к строке параллельно друг другу с тем только различием, что контур Северянина располагается существенно выше, чем контур Бальмонта, т. е. у авторов нет различий на интенсивном уровне (кривые имеет одинаковую форму), но имеют различия на экстенсивном уровне (кривая Северянина располагается существенно выше кривой Бальмонта).
— Этот результат является противоположным по отношению к метро-ритмической структуре сонетов двух поэтов: их тонические объемы в динамике образуют обратно пропорциональную зависимость, различаясь как на интенсивном, так и экстенсивном уровнях.
2. Данный доклад можно рассматривать как определенный этап в исследовании интонационной структуры русского сонета. Звукопись этого жанра демонстрируются на материале двух сборников, состоящих исключительно из сонетов. Это «Сонеты Солнца, мёда и Луны» Константина Бальмонта и «Медальоны» Игоря Северянина.
3. В докладе обсуждается динамика консонантизма в сонета при движении от его первой строки к последней с помощью метода временных рядов, позволяющего построить динамический контур каждого сонета и их совокупности. При исследовании индивидуального стиля такой подход позволяет использовать визуализированные данные в виде консонантных контуров.
4. Получены следующие результаты:
— По каждому автору для суммы первых, вторых и т. д. строк на выборках по 50 сонетов двух поэтов были получены средние значения, которые затем были подвергнуты сглаживанию с помощью метода скользящих средних. На основании результатов сглаживания были построены соответствующие динамические контуры.
— Кривые динамических контуров для двух поэтов имеют S-образную форму и движутся от строки к строке параллельно друг другу с тем только различием, что контур Северянина располагается существенно выше, чем контур Бальмонта, т. е. у авторов нет различий на интенсивном уровне (кривые имеет одинаковую форму), но имеют различия на экстенсивном уровне (кривая Северянина располагается существенно выше кривой Бальмонта).
— Этот результат является противоположным по отношению к метро-ритмической структуре сонетов двух поэтов: их тонические объемы в динамике образуют обратно пропорциональную зависимость, различаясь как на интенсивном, так и экстенсивном уровнях.