Образ пуританина в английской драме 1620-1630-х гг. ( Ричард Брум «Прополка Ковент-гардена»)
Нина Владимировна Зонина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2018-03-27
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
пуританизм; английская драма; комедия; угроза обществу; сатира; психологизм; Бен
Джонсон; Ричард Брум
Тезисы
Доклад посвящен интерпретации образа пуританина в
английской драме первой
половины ХVII в.
Материалом для рассмотрения темы выбрана комедия «Прополка Ковент-Гардена»
(1632-1633) Ричарда Брума (Brome), одного из самых ярких комедиографов того времени. Пуританизм
неразрывно связал свое имя с историей
английской драмы ХVII в., особенно в ее сценическом воплощении. Борьба между пуританами и драматургами нашла
свое отражение не только в памфлетах того времени, но и в драматических
произведениях, прежде всего в комедиях. Отталкиваясь
от образа проповедника-пуританина Ребби
Бизи в комедии Б. Джонсона (Jonson) «Варфоломеевская ярмарка» (1614) в
контексте правления Якова I, в докладе акцент делается на анализе образа
пуританина в комедии 30-х гг. ХVII в.
С
приходом к власти Карла I
деятельность пуритан приобретает всеобъемлющий характер, что отражается на трактовке образа пуританина в
драме. В пьесе «Прополка Ковент-Гардена»
Брума дается не только внешне узнаваемый
портрет пуританского фанатика Габриэля,
но и появляется осознание исходящей
от пуритан угрозы обществу. Пытаясь
постичь природу пуританизма, драматург привносит
определенный психологизм в образ пуританина, рассматривая приверженность
пуританизму как тяжелое психическое заболевание, имеющее свои первопричины - в случае с
Габриэлем драматург возлагает всю
ответственность за его состояние на
тиранию отца в семье. В пьесе явно прослеживается параллель между тираническим правлением отца
в рамках семьи и абсолютистским правлением Карла I в масштабах страны.