Квадрат в кинематографе: бутафория и метафора
Светлана Александровна Мартынова
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
129
2018-03-22
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Квадрат;
художественный
образ; киноповествование;
структура;
метафора; муляж.
Тезисы
Квадрат
в отечественном и мировом кинематографе в качестве художественного образа,
сюжетообразующего приема и способа повествования актуализируется с середины XX в., что связано с распространением идей
структурализма за пределами лингвистики и литературоведения. Интерес
кинематографа к квадрату выявляет в нем следующие функциональные признаки. Во-первых,
квадрат обладает способностью быть структурой, т.е. такой целостностью, которая
сохраняет устойчивость при трансформациях и преобразованиях, что позволяет
квадрату выступить в качестве способа повествования, как, например, в фильме П.
Гринуэя «Реконструкция вертикальных объектов». Во-вторых, представляя собой
преимущественно культурное явление, квадрат является объектом структурного
анализа, обращающегося к упорядоченному природному. Эта позиция представлена
в работах режиссеров, которые через квадрат противопоставляют природу и цивилизацию
(П. Гринуэй, Р. Эстлунд). В-третьих, квадрат как символическая фигура с равными
сторонами визуализирует идею структурализма, что человек находится во власти специальных
механизмов представления, объяснения и подчинения. Так, в качестве
художественного образа квадрат показывает человека в условиях утверждаемого
социумом порядка, основанного на общественном договоре о равенстве,
взаимопомощи и допустимых способов действия. Рассматриваемая позиция объединяет
большинство фильмов, обращающихся к фигуре квадрата, среди которых отечественный
кинематограф середины XX в. («Случай в квадрате 36-80»), фильмы французской
«новой волны» («400 ударов», «Лифт на эшафот», «Банда аутсайдеров»), такие
фильмы XX в. как «Малышка на миллион»,
«Гарри Поттер и философский камень», «Квадрат» и другие. Муляж порядка оспаривает
способность квадрата быть метафорой равенства и соответствующих ему правил
поведения.