Военный роман Кауко Рёухкя "Магнит" как подведение итогов на определенном этапе жизни автора
Ярослава Владимировна Новикова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
199
2018-03-26
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Война; отечество; искусство; взросление; постмодернизм.
Тезисы
Роман "Магнит" вышел в 1987 г., когда автору Кауко Рёухкя было 28 лет. На тот момент Рёухкя был уже известным музыкантом и писателем в Финляндии. В книге автор подвел итоги своим размышлениям об отечестве и искусстве.
Выпускник школы Мартти отправляется в г. Торнио для участия в операции по изгнанию войск немецкой армии с территории Финляндии в 1944 г. Мартти переживает кризис взросления, острота которого подчеркивается в условиях войны, описанной в романе натуралистично и местами пародийно.
В первых 4 главах из 13 читатель видит Мартти в его родном городе незадолго до отправки на фронт. Он бравирует перед друзьями своими литературными способностями и критически отзывается о родине (отечество - это богом забытое место, где не происходит ничего и где художнику невозможно реализоваться) и мечтает о южных странах.
Оказавшись в месте боевых действий, Мартти познает смерть и женщину. В главах с 5 по 12 происходит переосмысление национальных идеалов и отечественной реальности, оттеняемых иностранным колоритом: то "интернациональным гламуром мужчины в широкополой шляпе", то вязаными на чужой манер перчатками убитого им альпийского егеря, то похожими на гномов жителями шведского приграничного города. В этих сравнениях Финляндия проигрывает. Эффект усиливается описаниями дезертирства, плохой оснащенности финской армии и отсутствия в ней дисциплины.
9 глава представляет собой манифест героя и автора об отечестве ("Для него это проклятье, но для нас это дом") и искусстве ("У человека должны быть мечты"). В 10 главе происходит кульминация романа: придя к выводу о том, что "без прошлого не было бы настоящего" и что "эта страна не совсем то, чем мы хотели бы, чтобы она была, но это все-таки наша страна", Мартти просится на огневой фронт.
Роман необходимо рассматривать в контексте постмодернизма 80-х и творчества классиков финского военного романа Вяйнё Линна и Вейо Мери, а также читать параллельно с обширным интервью, данным Рёухкя в 1989 г. для антологии о творчестве рок-лириков.
Выпускник школы Мартти отправляется в г. Торнио для участия в операции по изгнанию войск немецкой армии с территории Финляндии в 1944 г. Мартти переживает кризис взросления, острота которого подчеркивается в условиях войны, описанной в романе натуралистично и местами пародийно.
В первых 4 главах из 13 читатель видит Мартти в его родном городе незадолго до отправки на фронт. Он бравирует перед друзьями своими литературными способностями и критически отзывается о родине (отечество - это богом забытое место, где не происходит ничего и где художнику невозможно реализоваться) и мечтает о южных странах.
Оказавшись в месте боевых действий, Мартти познает смерть и женщину. В главах с 5 по 12 происходит переосмысление национальных идеалов и отечественной реальности, оттеняемых иностранным колоритом: то "интернациональным гламуром мужчины в широкополой шляпе", то вязаными на чужой манер перчатками убитого им альпийского егеря, то похожими на гномов жителями шведского приграничного города. В этих сравнениях Финляндия проигрывает. Эффект усиливается описаниями дезертирства, плохой оснащенности финской армии и отсутствия в ней дисциплины.
9 глава представляет собой манифест героя и автора об отечестве ("Для него это проклятье, но для нас это дом") и искусстве ("У человека должны быть мечты"). В 10 главе происходит кульминация романа: придя к выводу о том, что "без прошлого не было бы настоящего" и что "эта страна не совсем то, чем мы хотели бы, чтобы она была, но это все-таки наша страна", Мартти просится на огневой фронт.
Роман необходимо рассматривать в контексте постмодернизма 80-х и творчества классиков финского военного романа Вяйнё Линна и Вейо Мери, а также читать параллельно с обширным интервью, данным Рёухкя в 1989 г. для антологии о творчестве рок-лириков.