Трансформационный потенциал интернет-мемов (на примере мема у меня лапки)
Виктория Александровна Мельничук
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
1000
2018-03-23
13:05 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Мем, семантика, лексико-грамматические изменения, язык интернета
Тезисы
Важным вопросом исследования интернет-мемов как разновидности
креолизованного текста является описание преобразований, влекущих выход мема за
рамки интернет-коммуникации и его внедрение в разговорную идиоматику. Перераспределение
вербального и изобразительного компонентов, модификации изобразительной части, определяющие изменение семантики вербальной части, лексико-грамматические
трансформации вербального компонента определяют функционирование мема.
Мем у меня лапки первоначально состоял из изображения кота и подписи Я не могу ничего делать, у меня лапки. Затем возникают такие варианты мема, где кот предстает вовлеченным в деятельность человека или действует как человек. При этом неизменным остается компонент у N2 лапки, тогда как количество предикативных частей и смысловые отношения, оформленные различными средствами связи, варьируются:
(1)Мне хотелось стать кем-то великим / Врачом, спасающим жизни / может, путешественником / или космонавтом / но у меня лапки; Кто-нибудь разведите костер, у меня лапки.
(2)Накапай мне валерьянки в честь праздника а то я не могу у меня же лапки.
(3)Я бы сдала за тебя французский, но у меня лапки. Я ваш инструктор по восхождению.
Карнавальная эстетика мема действует и в обратную сторону: если коты выглядят как люди, то люди выглядят и действуют как коты. Применительно к человеку выражение у меня лапки имеет иронический оттенок, приобретая значение ‘надуманная причина, повод не выполнять какую-либо работу’. Эта надуманность может доводиться до абсурда:
(4)Не готовлюсь к завтрашнему экзамену – у меня лапки.
Конструкция у меня лапки постепенно вышла за пределы мемов и трансформируется далее:
(5)Я бы завела отношения с парнем, но у него не лапки.
(6)Иногда хочется «я не могу у меня лапки», а приходится «БОЖЕ КАК МОЩНЫ МОИ ЛАПИЩЩИ».
Мем у меня лапки первоначально состоял из изображения кота и подписи Я не могу ничего делать, у меня лапки. Затем возникают такие варианты мема, где кот предстает вовлеченным в деятельность человека или действует как человек. При этом неизменным остается компонент у N2 лапки, тогда как количество предикативных частей и смысловые отношения, оформленные различными средствами связи, варьируются:
(1)Мне хотелось стать кем-то великим / Врачом, спасающим жизни / может, путешественником / или космонавтом / но у меня лапки; Кто-нибудь разведите костер, у меня лапки.
(2)Накапай мне валерьянки в честь праздника а то я не могу у меня же лапки.
(3)Я бы сдала за тебя французский, но у меня лапки. Я ваш инструктор по восхождению.
Карнавальная эстетика мема действует и в обратную сторону: если коты выглядят как люди, то люди выглядят и действуют как коты. Применительно к человеку выражение у меня лапки имеет иронический оттенок, приобретая значение ‘надуманная причина, повод не выполнять какую-либо работу’. Эта надуманность может доводиться до абсурда:
(4)Не готовлюсь к завтрашнему экзамену – у меня лапки.
Конструкция у меня лапки постепенно вышла за пределы мемов и трансформируется далее:
(5)Я бы завела отношения с парнем, но у него не лапки.
(6)Иногда хочется «я не могу у меня лапки», а приходится «БОЖЕ КАК МОЩНЫ МОИ ЛАПИЩЩИ».