Эсхатологическое чтение печорских крестьян: Слово Палладия Мниха о втором пришествии Христа и Страшном Суде.
Татьяна Федоровна Волкова
Докладчик
профессор
Сыктывкарский государственный университет
Сыктывкарский государственный университет
188
2018-03-19
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
Круг
чтения печорских крестьян-старообрядцев XVIII-XIX вв., Усть-цилемский книжный центр,
эсхатологическая литература, Слово палладия мниха о втором пришествии
Христа и Страшном суде
Тезисы
В докладе характеризуются печорские списки средневекового
эсхатологического сочинения – Слова Палладия мниха о втором пришествии Христа и
страшном суде. Это достаточно раннее сочинение (IV–VI вв.), стоящее у истоков эсхатологической традиции, при
описании знамений конца мира опирающееся на образную систему «Откровения»
Иоанна Богослова и библейских пророчеств, используя которые автор нарисовал
впечатляющие картины конца мира, второго пришествия на землю Христа и Страшного
Суда над живыми и мертвыми, праведниками и грешниками. Сопоставление «Слова» с
другими эсхатологическими сочинениями показало, что хотя все они восходят к
одному источнику – тексту Священного Писания, «Слово» Палладия мниха занимает
свое особое место среди памятников о втором пришествии Христа и о Страшном Суде
и имеет присущие только ему оригинальные мотивы и образы, которые повлияли на
создание ряда других, более поздних, эсхатологических сочинений («Хождение
Богородицы по мукам», «Житие Василия Нового»). В докладе анализируется
своеобразный сюжет слова, являющегося памятником торжественного красноречия.
Слово Палладия мниха получило большое распространение у
крестьян-старообрядцев Усть-Цилемского района Республики Коми – уникального
центра старинной книжности. В докладе используется материал 11-ти печорских
списков Слова конца XVII-первой
трети XIX вв. Изучение
всех дошедших до нас печорских списков «Слова» показало, что текст его мало
трансформировался при переписке и оставался достаточно устойчивым. Обнаруженные
нами в этих списках разночтения носят незначительный характер и не меняют смысла
повествования. Но значительное количество сохранившихся на Печоре списков Слова
Палладия Мниха свидетельствует о большом интересе печорских крестьян к
эсхатологической тематике Слова и его впечатляющим образам, что дает
дополнительный материал для характеристики литературных вкусов печорцев, расширяет
представления о круге их чтения.