XLVII Международная филологическая научная конференция

Когнитивно-дискурсивные факторы противопоставления английского вводного и знаменательного подлежащего в тексте

Екатерина Юрьевна Хрисонопуло
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры

182
2018-03-26
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Вводное подлежащее, знаменательное подлежащее, синтаксическая конструкция, высказывание, грамматическое противопоставление, концептуальное содержание, когнитивно-дискурсивный фактор. 

Тезисы

В исследовании анализируются функциональные свойства английского вводного подлежащего it, употребляемого в составе конструкций пропозициональной установки. В речевой деятельности высказывания с вводным it нередко используются вариативно с предложениями, включающими знаменательные подлежащие, выражаемые, в частности, местоимениями: It is nice to see you – I am glad to see you; It is certain that - I am certain that. Подобного рода корреляции синтаксических конструкций предполагают, что роль вводного подлежащего в предложении не ограничивается выполнением собственно структурных функций, которые отмечены во многих нормативных и теоретических описаниях английской грамматики. Для выявления факторов выбора одного из двух видов подлежащих в исследовании определяются аспекты концептуального содержания, передаваемые анализируемыми подлежащими в высказывании. В качестве материала для исследования послужили примеры, отобранные методом сплошной выборки, из трех произведений современной британской художественной литературы. Совокупный объём рассмотренного материала составил 350 примеров выражения пропозициональной установки, среди которых значительную часть составляют предложения с вводным подлежащим it.  Проведенный в настоящем исследовании анализ конструкций с вводными и личными подлежащими свидетельствует в пользу того, что английское вводное it имеет статус единицы высказывания, которое сопоставимо со знаменательным подлежащим в рамках грамматического противопоставления. Параметры противопоставления носят когнитивно-дискурсивный характер и включают: (1) тип реальности (мысленно репрезентированная реальность по контрасту с фактической); (2) тип когнитивной структуры (единица экспериенциальной схемы по контрасту со слотом событийного фрейма); (3) тип концептуального архетипа (архетип «абстрактная область» в отличие от архетипа «участник»).