XLVII Международная филологическая научная конференция

Звери в городе: из истории русской топики революционной эпохи.

Николай Александрович Гуськов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2018-03-23
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

русская литература 20 века, топика, детская литература, образы животных в литературеК. И. Чуковский

Тезисы

В прошлом году исполнилось 100 лет со времени появления сказки К. И. Чуковского «Крокодил», произведения одновременно новаторского и отражающего характерные для эпохи тенденции детской и взрослой литературы. Хотя этот текст исследовался, его нельзя считать достаточно откомментированным. Изучение же его топики особенно содействовало бы осмыслению основ ленинградской школы детской литературы и ключевых тем массовой словесности революционной эпохи. Один из важнейших мотивов «Крокодила» – нашествие зверей на город и расселение их там вместе с людьми – разрабатывался, вопреки воспоминаниям автора, не совсем спонтанно, как показывают документальные свидетельства. Вторая и третья части «Крокодила» отражают в большей степени, чем первая, на размышления Чуковского и над современностью, и над принципами повествования для детей, поэтому претексты и контексты рассматриваемого мотива сложны и разнообразны. Некоторые из них комментируются в докладе. Все они восходят к традиционной мифологической оппозиции «град» – «зверь».  Первый ее элемент – аллегория идеального (в определенных изводах заповеданного свыше) устройства общества (государства), второй – аллегория стихийных, враждебных (хтонических, дьявольских и т. п.), разрушительных, гибельных сил.  В докладе рассматриваются разнородные источники мотива противостояния зверей городу. Наиболее важны дидактические: средневековые (Иоанн Златоуст), барочные (проза Б. Грасиана, живопись П. Поттера), модернистские (Уэлльс, Честертон). Учитываются и традиции «петербургского текста». Интересно – независимо от Чуковского и во взаимодействии с ним – появление данного мотива в литературе и публицистике революционной России (А. М. Ремизов, Е. Н. Чириков и др.). Заслуживает внимания сложившаяся под воздействием Чуковского традиция использования данного мотива в советской детской литературе (В. Князев, В. Лифшиц, Ю. Яковлев).