Звери в городе: из истории русской топики революционной эпохи.
Николай Александрович Гуськов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2018-03-23
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
русская литература 20 века, топика, детская литература, образы животных в литературеК. И. Чуковский
Тезисы
В
прошлом году исполнилось 100 лет со времени появления сказки К. И.
Чуковского «Крокодил», произведения одновременно новаторского и
отражающего характерные для эпохи тенденции детской и взрослой
литературы. Хотя этот текст исследовался, его нельзя считать достаточно
откомментированным. Изучение же его топики особенно содействовало бы
осмыслению основ ленинградской школы детской литературы и ключевых тем
массовой словесности революционной эпохи. Один из важнейших мотивов
«Крокодила» – нашествие зверей на город и расселение их там вместе с
людьми – разрабатывался, вопреки воспоминаниям автора, не совсем
спонтанно, как показывают документальные свидетельства. Вторая и третья
части «Крокодила» отражают в большей степени, чем первая, на размышления
Чуковского и над современностью, и над принципами повествования для
детей, поэтому претексты и контексты рассматриваемого мотива сложны и
разнообразны. Некоторые из них комментируются в докладе. Все они
восходят к традиционной мифологической оппозиции «град» – «зверь».
Первый ее элемент – аллегория идеального (в определенных изводах
заповеданного свыше) устройства общества (государства), второй –
аллегория стихийных, враждебных (хтонических, дьявольских и т. п.),
разрушительных, гибельных сил. В докладе рассматриваются разнородные
источники мотива противостояния зверей городу. Наиболее важны
дидактические: средневековые (Иоанн Златоуст), барочные (проза Б.
Грасиана, живопись П. Поттера), модернистские (Уэлльс, Честертон).
Учитываются и традиции «петербургского текста». Интересно – независимо
от Чуковского и во взаимодействии с ним – появление данного мотива в
литературе и публицистике революционной России (А. М. Ремизов, Е. Н.
Чириков и др.). Заслуживает внимания сложившаяся под воздействием
Чуковского традиция использования данного мотива в советской детской
литературе (В. Князев, В. Лифшиц, Ю. Яковлев).