XLVII Международная филологическая научная конференция

«Демократия» в американском и сербском общественно-политическом дискурсе

Александра Ивановна Прийма
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

211
2018-03-19
15:45 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

стереотип; ценности; ролевые ожидания; психолингвистический эксперимент; общественно-политический дискурс

Тезисы

Ценностный концепт демократия был уже неоднократно рассмотрен в рамках дискурсивной науки, однако всесторонний анализ этой глобальной комплексной ценности не утратил своей актуальности.
                С помощью эксперимента «комплексные ценности», были получены данные об объеме и содержании ценностного концепта демократия у представителей сербского и американского социумов. 
                С точки зрения семантики ответы обеих групп респондентов – довольно разнообразны. Выделяются по 3 группы наиболее частотных американских и сербских реакций. Самыми распространенными реакциями на заданную ценность-стимул у американских респондентов стали следующие компоненты: 1)    freedom; 2)    representation; 3)    equality. Наиболее частотными реакциями сербских респондентов на заданный стимул являются: 1)    лаж2)    народ; 3)    слобода
                А
нализ составляющих комплексной ценности демократия у американцев и сербов демонстрирует существенные межкультурные различия в интерпретации данного концепта. В сознании сербов присутствует значительно большее количество отрицательных ассоциаций с демократией, в то время как для американских респондентов это, скорее, нейтральная политическая ценность.
                На втором этапе исследования проведен дискурсивный анализ ряда соответствующих по тематике форумов и комментариев к интернет-статьям.
                Как показали результаты анализа материала, бо́льшая часть комментариев содержит апелляцию именно к тем стереотипным представлениям о демократии, которые были выявлены нами в ходе экспериментов. Данные стереотипы, в первую очередь, используются участниками дискуссий в коммуникативных стратегиях аргументации и убеждения.