Классицизм и романтизм в итальянской литературе рубежа XIX-XX вв.
Анастасия Викторовна Голубцова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
190
2018-03-21
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Классицизм, романтизм, Рисорджименто, Дж. Кардуччи, скапильятура, веризм, Г. Д'Аннунцио, футуризм
Тезисы
В докладе
анализируется история итальянской
литературы рубежа XIX-ХХ
вв. с точки зрения взаимодействия
классицизма и романтизма, понимаемых
не только в конкретно-историческом
смысле, но и как общие
тенденции, многообразно проявляющиеся
в литературе Италии указанного периода.
В 1860-х гг., после объединения страны,
в итальянской литературе наступает
новый этап, отмеченный попытками разрыва
с романтической литературой первой
половины XIX в., воплощающей идеалы
Рисорджименто. У ряда авторов рубежа
веков борьба с «устаревшим» романтизмом
парадоксальным образом приобретает
классицистические формы, на первый
взгляд, прочно связанные с прошлым, а
не с новаторством и современностью.
Однако в культурном сознании Италии,
видящей себя наследницей античного
мира, классицизм, ассоциируясь с
древнеримской военной славой и высотами
античной культуры, воспринимается как
альтернатива социально-политической
отсталости современной Италии. Такие
авторы, как Дж. Кардуччи и Д'Аннунцио,
по-разному понимая классицизм, видят в
восстановлении связи с античной традицией
путь к созданию новой, подлинно современной
итальянской литературы. Другие
(скапильятура) наряду с романтизмом
программно отвергают и классицизм,
ориентируясь на наиболее актуальные
тенденции европейской культуры. Однако
и те, и другие, отвергая итальянский
извод романтизма с его патриотическими
и религиозными идеями, сознательно или
неосознанно испытывают на себе влияние
европейских романтиков. С возникновением
футуризма, радикально отвергающего
предшествующую традицию, полемика
классицизма и романтизма, казалось бы,
теряет актуальность. Однако футуризм,
декларативно
отвергая не только память об античной
классике,
но
и романтические штампы, парадоксальным
образом
сближается
с итальянским романтизмом
в
своем патриотическом пафосе, утверждении
величия
итальянской нации и стремлении
возродить ее былую славу.