XLVII Международная филологическая научная конференция

О подписи к рисунку Типографского устава XI–XII вв.

Вадим Борисович Крысько
Докладчик
заведующий отделом
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Ольга Сергеевна Сапожникова
Докладчик
научный сотрудник
Библиотека Российской Академии наук

204
2018-03-22
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Типографский устав XI-XII вв., древнерусская книжность и древнерусское искусство домонгольского периода, коллекция воспроизведений И. И. Срезневского, имя писца и автора книжной миниатюры устава.

Тезисы

Крысько В.Б. д.ф.н., Сапожникова О.С.,к.ф.н
О подписи к рисунку Типографского устава
XIXII вв.

Типографский устав – самая ранняя славянская певческая рукопись, датируемая чаще всего рубежом XI–XII вв. (ГТГ, К-5349). Кодекс знаменит, помимо содержания, одной из ранних глаголических записей и контурными рисунками на полях, которые неоднократно воспроизводились и рассматривались в работах о быте и культуре домонгольской Руси. Из 8 рисунков сопровождены подписями 3, известные под названиями: 1) «ангел» (подпись споров не вызывает, 2) «кающийся грешник» (подпись с момента первой публикации в 1881 г. воспроизводилась с ошибкой), 3) «отдыхающий делатель», с двумя подписями, из которых одна имеет утраты, а вторая ранее не читалась. Недавно в коллекции воспроизведений И.И. Срезневского в составе его собрания в БАН (ф. 27) были обнаружены копии рисунков ТУ и подписей к ним. Благодаря этой находке стало возможно рассмотреть исчезнувшие детали рисунков и подписей и прочитать как стершиеся буквы, вызывавшие споры, так и всю запись под рисунком «делателя». Последовательность букв этой записи, скопированных Срезневским, однозначно делится на слова следующим образом: се тѣхъ ѱ҃лъ ‘это Тех писал’. Запись напоминает известные тексты с краткой информацией о писцах (лавра псалъ). Но и работа художников по сей день определяется тем же глаголом – писать. По мнению ряда ученых (Г.И. Вздорнов, В.С. Голышенко), чернила, которыми выполнены рисунки и подписи к ним, одинаковы, почерк же одного из писцов ТУ близок почерку автора подписей. Однако лист, на котором размещен рисунок «делателя», написан рукой писца Михала, а не Теха, а это означает, что слово псалъ в записи относится к автору изображения и означает ‘писал и рисовал’. Представляется закономерным предположение, что автор рисунков и один из писцов ТУ – одно лицо по имени Тѣхъ. В таком случае мы получаем единственное известное имя художника миниатюры за всю историю древнерусского книжного искусства (к тому же – домонгольского периода).