Читатель реалистического романа: взаимодействие с текстом
Наталья Савельевна Мовнина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-20
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
русская литература XIX века; читательские практики; русский реалистический роман; литературные образцы; мимесис
Тезисы
В исследованиях
читательских практик XVIII- XIX вв. большое внимание
уделяется такому модусу взаимодействия читателей с текстом, который
представляет собой подражание литературным образцам. Речь прежде всего
идет о периоде конца XVIII – начала XIX вв., который
еще современниками ощущался как своеобразная революция в масштабах и способах
чтения, включая стремление подражать литературным героям в собственной жизни.
На материале, ограниченном этими же временными рамками, разработаны концепции, описывающие читательские практики,
характерные для сообществ наиболее образованных читателей: ориентированное на
античные модели культурно значимое поведение русского дворянства ( «жизнь по
книге» у Ю. Лотмана) и использование книги как «эмоциональной
матрицы» для организации душевных переживаний читателей (А. Зорин). В докладе ставится вопрос о читательском мимесисе на материале
второй половины XIX века применительно к тому типу литературы, который, по
выражению О. Мандельштама, «воспитывал целые поколения <…> был
эпидемией, общественной модой, школой и
религией». Отталкиваясь от известной цитаты из дневника А.
Суворина, посвященной И. Тургеневу («Среди общества юного, настроенного или
меланхолией, или литературой, он явился учителем. Он создавал образы мужчин и
женщин, которые становились образцами. Он давал моду. Его романы — это модный
журнал, в котором он был и сотрудником, и редактором, и издателем. Он
придумывал покрой, он придумывал душу, и по этим образцам многие россияне
одевались»), я рассматриваю, как преобразуется механизм читательского
мимесиса в той мере, в какой речь идет о взаимодействии читателей с
реалистическим романом второй половины XIXвека.