XLVII Международная филологическая научная конференция

«L’Ornement mystérieux»: От Брюно до Кролля.

Алексей Анатольевич Панов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Иван Васильевич Розанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-21
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

Орнаментика, французское барокко, Куперен, Д'Англебер, Фуке, Марпург.

Тезисы

Изучение принципов исполнения украшений в музыке Франсуа Куперена, согласно его расшифровкам к исполнению, содержащихся в таблице с украшениями «Explicationdes Agrémens, et des Signes», приложенной к «Первому сборнику пьес для клавесина» (1713), и в его трактате «L’Art de toucher le Clavecin» (1716 и второе издание 1717), по настоящее время представляет определенные трудности. Эти трудности в значительной степени возрастают в тех случаях, когда Куперен сам нигде не предлагает способ исполнения одного из составных украшений, которое, начиная с 1713 года, часто встречается в его музыке, а именно трель, совмещенная с группетто. С новой гипотезой, касающейся способа исполнительской расшифровки данного украшения, расходящейся с общепринятым способом, установленным еще в начале ХХ века, выступил Марк Кролль в статье «L’Ornement mystérieux» (определение, заимствованное Кроллем у Поля Брюно), опубликованной в авторитетном британском журнале «Early Music» (№ 2 за 2017 г.). Согласно приведенным автором аргументам, исполнение этого украшения следует начинать с группетто и заканчивать трелью. В установленной общепринятой трактовке данного украшения, рекомендуемой многими музыкантами начиная с первых десятилетий ХХ столетия (например, А. Долмеч, П. Брюно, А. Жофруа-Дешом, Р. Донингтон, Фр. Нойманн, К. Жильбер, Ж. Сент-Арроман и др.), напротив, предлагается вначале играть трель (чаще короткую), а заканчивать группетто. В докладе, на основе исторических документов последней четверти XVII - конца XVIII в., предпринимается попытка доказать ошибочность новой концепции Кролля.