«L’Ornement mystérieux»: От Брюно до Кролля.
Алексей Анатольевич Панов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Иван Васильевич Розанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-21
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
Орнаментика, французское барокко, Куперен, Д'Англебер, Фуке, Марпург.
Тезисы
Изучение принципов исполнения
украшений в музыке Франсуа Куперена, согласно его расшифровкам к
исполнению, содержащихся в таблице с украшениями «Explicationdes Agrémens, et des Signes», приложенной к «Первому сборнику пьес для клавесина»
(1713), и в его трактате «L’Art de toucher le Clavecin» (1716 и второе издание 1717), по настоящее время представляет
определенные трудности. Эти трудности в значительной степени возрастают в тех
случаях, когда Куперен сам нигде не предлагает способ исполнения одного из
составных украшений, которое, начиная с 1713 года, часто встречается в его
музыке, а именно трель, совмещенная с группетто. С новой гипотезой,
касающейся способа исполнительской расшифровки данного украшения, расходящейся
с общепринятым способом, установленным еще в начале ХХ века, выступил Марк
Кролль в статье «L’Ornement mystérieux» (определение, заимствованное Кроллем у
Поля Брюно), опубликованной в авторитетном британском журнале «Early Music» (№ 2 за 2017 г.). Согласно приведенным
автором аргументам, исполнение этого украшения следует начинать с
группетто и заканчивать трелью. В установленной общепринятой трактовке данного
украшения, рекомендуемой многими музыкантами начиная с первых десятилетий ХХ
столетия (например, А. Долмеч, П. Брюно, А. Жофруа-Дешом, Р. Донингтон, Фр. Нойманн,
К. Жильбер, Ж. Сент-Арроман и др.), напротив, предлагается вначале играть трель (чаще короткую), а
заканчивать группетто. В докладе, на основе исторических документов последней
четверти XVII - конца XVIII в., предпринимается попытка доказать ошибочность
новой концепции Кролля.