XLVII Международная филологическая научная конференция

Синтаксическая композиция трилогии Ф. Сологуба "Творимая легенда": грамматика пейзажа

Екатерина Васильевна Киреева
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кинозал
2018-03-23
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Ф. Сологуб, «Творимая легенда», проза символистов, коммуникативная грамматика, коммуникативные регистры, перцептивный модус, пейзаж, контрапунктная композиция

Тезисы

В докладе с точки зрения коммуникативной грамматики анализируются пейзажные фрагменты в романе Ф. Сологуба «Творимая легенда». Особенность данных фрагментов –  совмещение описания природы и перемещения персонажей. Рассматриваются функции этого единства в раскрытии замысла автора. Для выявления лингвистических средств контрапунктной организации произведения проводится  сопоставление анализируемых отрывков.
     Перемещение героев в пространстве на фоне пейзажа служит завязкой действия в двух первых частях трилогии. Это позволяет сделать композицию более компактной, вводя описания по ходу движения персонажей, и сохранить динамику, не замедляясь на пространные описания. Также это формирует модусную перспективу, тесно связывая окружающую обстановку с внутренним миром персонажей, что проявляется в акциональных предикатах, сочетающихся с неличными субъектами. Происходит перенос внутреннего состояния тревоги и заинтригованности персонажей на внешний мир, за счёт чего природа предстаёт загадочной и одушевлённой. Во второй части («Королева Ортруда») совмещение пейзажа и перемещения имеет ещё одну функцию – связующую, отсылающую читателя к первой части, что позволяет реализовать идею контрапункта.
     Таким образом, в обоих зачинах реализовано несколько общих принципов построения «Творимой легенды» – перемещение как движущий компонент сюжета, связь перемещения и пейзажа (а значит, и большая роль модусного плана, окрашивающая внешний мир в тона восприятия его персонажами), модусная неопределённость, приём контрапункта в организации композиции, полирегистровость. В этих фрагментах содержатся предпосылки не только структурных, но и ведущих идейных принципов произведения: непостижимость и загадочность окружающего мира и победа человека над хаосом природного начала; преобразование старого мира и создание нового, в котором человеческий разум облагораживает природу.