К проблеме исторической метрики русского классического стиха: функция каталектики
Елена Викторовна Хворостьянова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
133
2018-03-21
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Стиховедение; историческая метрика; русский
литературный стих; ритмика; каталектика
Тезисы
В научной, справочной, учебной литературе второй
половины XX—начале XXI вв. не раз отмечалось,
что традиционное разделение стиховых окончаний на акаталектические,
каталектические и гиперкаталектические для русского литературного стиха не
актуально и является «терминологической фикцией» (В. Е. Холшевников). Дополнительным
аргументом здесь становится относительное равенство употребления мужских и женских
клаузул, при невысокой доле дактилических и крайне редко встречающихся
гипердактилических окончаниях стиха. Возможно, именно это обстоятельство
сформировало общепринятое мнение о независимости окончания от избранного поэтом
стихотворного метра. Между тем, анализ статистических данных 29
метрико-строфических справочников русских поэтов XVIII—XXI вв. (более 305 тысяч
стихотворных строк) позволяет выявить важнейшую роль клаузулы в формировании
стиховой вертикали, а также проследить исторические предпочтения в использовании
различных окончаний стихотворных размеров. Так, для всех классических метров
установлена активная роль каталектики в укреплении «единства стихового ряда»
(термин Ю. Н. Тынянова): клаузула в подавляющем большинстве случаев
подчеркивает границу стиха за счет контраста со словоразделами стихового
отрезка и «конфликта» с анакрузой, не позволяя слиться соседним строкам в ритмически
единообразный текст. В истории русской поэзии обнаружены отчетливые приоритеты
в соотношении акаталектического, каталектического и гиперкаталектического
стиха.