Взаимоотношения культуры Востока и Запада в романе Орхана Памука "Черная книга"
Елена Александровна Груздева
Докладчик
доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
2-у
2018-03-21
14:55 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
турецкая литература, суфизм, постмодернизм, культура Востока и Запада, Орхан Памук
Тезисы
Статья посвящена анализу основной темы,
представленной в творчестве Орхана Памука, - изображение Турции в контексте
взаимоотношений Востока и Запада. В этом смысле является показательным роман «Черная
книга», действие которого происходит в Стамбуле в конце 1970-х годов – накануне
военного переворота 1980 года, с экскурсами в различные периоды турецкой и
восточной истории.
В романе «Черная книга» представлена
концепция существования человека в едином пространстве, где мечты и реальность,
верх и низ меняются местами, переходят один в другой, составляя единое целое. Мотив
смены верха и низа осмысляется турецким автором при помощи образов суфийского
учения. Одним из таких образов у Орхана Памука является колодец, который
воплощает тайну, мистическое, связь настоящего с прошлым, возвышенных и земных
устремлений человека.
Мотив подражания, становления «другим»
является сквозным в романе Орхана Памука. С развитием повествования он
раскрывается на разных уровнях: подражание мира Востока миру Запада, подражание
одного художественного текста другому, желание одной личности стать другой.
Турецкий писатель пишет о том, что результатом процесса подражания становится
новая реальность, зачастую более совершенная, нежели оригинал.
Все герои романа и окружающие их
предметы и явления рассказывают свои истории о Турции. Так, например,
находящаяся недалеко от его дома, известная герою с детства лавка Алладина
становится своеобразной моделью Турции, отражает пристрастия людей к
определенным предметам в разные периоды развития турецкого общества.
Турецкий автор в романе обращается к
проблеме взаимовлияния литературы Востока и Запада, он признает тот факт, что
многие известные сюжеты параллельно появились в восточной и западной культуре
(путешествие в потусторонний мир, робинзонада, мотив о великом Спасителе).
В статье объясняется смысл названия
книги, которое соотносится с обозначение высшего этапа духовного пути человека,
который сам турецкий писатель называет «темная личность, черный стиль». В
целом, книга Орхана Памука изображает восхождение личности от изменяющегося
мнимореального мира к подлинной сущности бытия.