XLVII Международная филологическая научная конференция

О некоторых особенностях авторского метатекста в "театре слова"

Мария Валентиновна Арсентьева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2018-03-20
14:20 - 14:35

Ключевые слова, аннотация

авторский метатекст; дидаскалия; театр слова; Лагарс

Тезисы

   Текст пьесы представляет собой синтез авторского метатекста и диалогов. В отечественном языкознании наиболее употребительным для обозначения авторских вставок в тексте пьесы является термин «ремарка» (пояснение, которым драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе). Однако такие паратекстуальные образования как название произведения, посвящение, предисловие, примечания, и интродуктивные компоненты (список действующих лиц, обозначение действий, актов и сцен и т.д.) не входят в объем понятия «ремарка». Мы предпочитаем использовать термин «дидаскалия», который полностью покрывает объект исследования.      Современные словари литературных и театральных терминов определяют дидаскалии как элементы вспомогательного, второстепенного текста. Однако современные французские пьесы «театра слова» (Ж.-Л.Лагарс, Б.-М.Кольтес и В.Новарина) демонстрируют такое разнообразие форм авторского метатекста, что словарное определение дидаскалий требует серьезной доработки.      По мнению А.Птижана (A.Petitjean), дидаскалии перестают играть второстепенную роль по отношению к диалогу. Тем не менее, он отмечает, что вопрос интерференции и контаминации диалога и дидаскалии остается мало изученным.      Для решения этого вопроса С.Базиль (C.Bazile), изучая авторский метатекст Лагарса, предлагает ввести термин «дидаскалическое высказывание». Дидаскалия постепенно оставляет зону паратекста и вторгается в диалог персонажей. Она больше не дает прямых указаний относительно игры актеров, а растворяется в репликах и как бы содействует раздвоению собственного «я» персонажей. Внедрившись в диалог, дидаскалия создает новое пространство, в котором чередуются воспоминания и комментарии к этим воспоминаниям, время рассказа героя и время речи актера.