XLVII Международная филологическая научная конференция

«Критические письма о музыкальном искусстве» : адресаты и адресанты

Ирина Дмитриевна Горохова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-21
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Критические письма о музыкальном искусстве; Ф. В. Марпург; музыкальная критика; Берлин

Тезисы

В Берлине с 23 июня 1759 по 17 сентября 1763 г. под редакцией немецкого музыканта-теоретика Ф. В. Марпурга (1718–1795, Marpurg) выходит еженедельник «Критические письма о музыкальном искусстве» («Kritische Briefe über die Tonkunst»). Каждое письмо обычно содержит одну статью, иногда с продолжением на протяжении нескольких выпусков. В основном они посвящены разнообразным музыкально-теоретическим проблемам, в т. ч. теории фуги, метра и ритма, темперации, речитативу и отражению поэтического слова в музыке. Также на страницах писем представлены обзоры теоретических трудов, критическое освещение разнообразных нотных и научных изданий, биографические очерки, переводы фрагментов трактатов. Часть текстов публикуются под псевдонимами, другая подписана музыкантами, писателями и философами этой эпохи, образуя широкий круг имён. Особый интерес вызывают адресаты, поскольку среди них обнаруживаются знаменитые лица — представители разных областей художественной деятельности: Л. Моцарт (1719–1787, Mozart), Г. Э. Лессинг (1729–1781, Lessing), К. Г. Краузе (1717–1770, Krause) и др. Среди адресантов и адресатов можно выделить несколько групп: придворные музыканты капеллы Фридриха Прусского, известные деятели берлинской музыкальной жизни (включая самого Марпурга), церковные и придворные музыканты немецких княжеств и различных городов, представители Берлинской песенной школы и персоны, деятельность которых могла найти широкий отклик общественности — читателей этих писем. Доклад посвящен обобщению этих сведений, представлению комментированного именного указателя, уточняющего Регистр издания XVIII в.