XLVII Международная филологическая научная конференция

Эксплицитные гендерно-ориентированные высказывания в английской и русской лингвокультурах

Анна Сергеевна Вахрамеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-19
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

гендер; высказывание; оценочность; экспликация; суждение

Тезисы

Среди эксплицитных гендерно-ориентированных высказываний женских персонажей в обеих рассматриваемых лингвокультурах наиболее часто встречаются высказывания, направленные на представителей противоположной гендерной идентичности. При этом именно таким высказываниям характерно наличие различных интенсификаторов, которые свидетельствуют о сдвиге от дескриптивного к оценочному смыслу. Большинство эксплицитных гендерно-ориентированных высказываний, произносимых женскими персонажами английской лингвокультуры представлено полипредикативными предложениями, а русской лингвокультуры − простыми предложениями. Простое предложение, как известно, имеет более категоричную форму, чем сложное. Таким образом, можно сделать вывод о большей категоричности рассматриваемых высказываний женских персонажей русской лингвокультуры. В эксплицитных гендерно-ориентированных высказываниях женских персонажей английской лингвокультуры присутствует оппозиция современных женщин и женщин прошлого, причем эксплицитно современные женщины характеризуются с положительной оценочностью. В высказываниях женских персонажей русской лингвокультуры нет подобного противопоставления, а также женщинам дается отрицательная оценочность, что совершенно не характерно для гендерно-ориентированных высказываний, произносимых персонажами-женщинами английской лингвокультуры. Так, отрицательно оцениваются умственные способности женщин. В тех редких случаях, когда женский персонаж английской лингвокультуры, высказывается о женщинах с отрицательной оценочностью, всегда присутствует местоимение, типа some, ограничивающее негативную оценочность высказывания. Мужчины же эксплицитно оцениваются женщинами обеих лингвокультур негативно.